Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Многие считают, будто в правиле Торы: "Люби своего ближнего, как самого себя", последние слова указывают на верхнюю границу требования: обязан любить другого человека, но не обязан любить его больше, чем любишь самого себя.
Дескать, здесь установлен обязательный максимум. А на самом деле, тут задается минимум. Люби не меньше, чем себя.
** **
Пример из книги рава Ицхака Зильберштейна. Для нас этот пример звучит так.
Допустим, вы собираетесь подняться на лифте с первого этажа на пятый. Лифт частный (такое бывает). На нем написано, что он поднимает не больше трех человек. Вы третий. Все заходят, каждый нажимает на свою кнопку. Вы нажимаете на цифру 3.
Вдруг он останавливается на втором этаже и в него протискивается не худой мужчина. Вы ему говорите, что он четвертый, а это запрещено правилами эксплуатации. Он на вас даже не смотрит и нажимает на копку 5.
Лифт поднимается дальше. На третьем этаже вы выходите и отправляетесь по своим делам. Но не слышно, чтобы лифт за вашей спиной тронулся. Вы оглядываетесь. Так и есть. Люди хлопают по всем кнопкам, лифт не реагирует. Сломался!
А теперь вы возвращаетесь домой и пересказываете всю историю своей жене. (Или вы жена, а поэтому пересказываете всю историю мужу.)
Жена вас выслушивает и флегматично замечает: разве не ты сломал лифт?
- С какой стати! – возражаете вы. – Это тот тип, которому я сказал, что он лишний, но он даже усом не повел. Нажал – и мы поехали. А потом подъемник сломался.
- Понятно, – говорит жена. – Я не говорю, что он не виноват. Но ведь мы знаем, что, если можем спасти чужое имущество, надо его спасти. На каждом из нас лежит ответственность за чужие вещи, если им грозит опасность – поломка или что там еще бывает с вещами? И помочь им не пропасть мы должны так же, как пытаемся спасти свое добро. Я не права?
- Права, конечно. Но это не тот случай. Я ничего не ломал.
- Верно, но ты ничего и не спас. Представь себе, что это твой лифт. И ты видишь, как туда входит толстяк, который сейчас его сломает. Разве ты ему не скажешь, что пусть подождет, когда люди выйдут на своих этажах, – после чего может вызвать его для себя?
- Я так и сказал!
- Но не как владелец, а как простой свидетель, которому, в принципе, не очень жалко чужого имущества. Настоящий владелец или строго попросил бы его выйти, или вышел бы сам.
- Послушай, дорогая, – говорите вы, потеряв терпение. – Всему есть свои границы. Я не могу работать сторожем всех вещей и предметов, которые принадлежат другим людям. Да, я знаю, что забота об охране чужого имущества входит в правило любить ближнего, как самого себя. Но оно не говорит, что я должен любить его больше самого себя и стоять на охране его лифта больше, чем стою на охране своего лифта. Короче, давай спросим раввина.
Раввин был спрошен. Раввин ответил в своей книге: "Если один из пассажиров лифта нажимает на кнопку, в результате чего лифт ломается, он считается его сломавшим и обязан заплатить за ремонт. И даже если он был в числе тех пассажиров, которые вошли первыми и не превысили лимит на максимальный вес, все равно: кто нажал на кнопку, тот и платит! Потому что совершил действие, которое стало причиной поломки".
И тот же раввин добавил в своей книге: но это только "формальное" решение (הלכתי). Оно следует из сути еврейского закона. В то время как есть еще подход этический (מוסרתי).
Согласно ему, вы поступили не совсем верно. А именно: человек должен вести себя по отношению к чужому имуществу (например, спасать его) так же, как ведет себя по отношению к своему имуществу[1].
Рамбан (на Ваикра 19:17) пишет, что приведенное правило Торы обязывает нас любить ближнего во всех аспектах жизни: желая ему добра в имуществе и удаче, способностях и во всем остальном. И запрещено завидовать ближнему, но надо желать ему всего хорошего в мере, превышающей ту, что есть у нас самих. Т.е. надо желать ему всего самого наилучшего, чего желаем себе, и если он достиг бо́льшего, чем у нас, должны за него радоваться.
Так сказано в Танахе про Йонатана, сына царя Шауля (Первая книга Шмуэля 20:17): "Полюбил (Давида) больше своей души". И написано, что он сказал Давиду (23:17): "Ты будешь править над Израилем и т.д." – Это говорит сын правящего царя! Он пожелал Давиду трон, признав себя всего лишь вторым претендентом.
** **
Правило "Люби ближнего, как самого себя" устанавливает не максимум нашей любви, но минимум! Обязан любить его не меньше себя самого. Никак не меньше. Но если обстоятельства потребуют (и позволят) – то больше.
** **
А если кто-то скажет, что верхняя граница установлена правилом: "своя жизнь тебе должна быть дороже", то обратите внимание на то, что сия сентенция касается жизни, а не любви. Что не всегда – далеко не всегда – одно и то же[2].
По пустыне идут два человека. У одного из них есть вода во фляге, которой хватит на день пути. У второго вода кончилась. До ближайшего оазиса остается один день пути. Владелец фляги может взять свою воду себе. Не поделившись с товарищем! Таково постановление раби Акивы, принятое законом. – Здесь не про любовь, не про спасение чужого имущества. Здесь речь идет об обязанности сохранить свою жизнь, за которую ты, как правило, несешь бо́льшую ответственность, чем за чужую жизнь (в данной ситуации).
Отдавая цдаку, не отдавай больше пятой части. Это тоже не про обязанность любить другого человека, а про обязанность сохранить свою жизнь. Но если нет никаких опасений, можешь отдать и больше. (Так учил талмудист и праведник раби Хаим, адмор из Цанз.)
Во всем есть свой подход. Можно не делать сверх-геройских усилий по спасению чужого добра, больше, чем ты сделал бы по спасению точно такого же своего имущества (но если усилия не чрезмерны, как в нашем примере про лифт, то обязан). Есть и другие ограничения[3].
[1] לפי הרמב''ן מ''ואהבת לרעך כמוך'' יוצא – אהוב את מה שיש לרעך כפי שאתה אוהב את מה שיש לך.
[2] По крайней мере, так по Рамбану. Не завидуй другому, но желай ему больше, чем желаешь себе.
[3] Помню, участвовал я в группе лекторов на семинаре "Арахим" в Канаде. В аэропорту, уже уезжая из страны, мы обнаружили, что шофер такси, сгрузив наш багаж, сложил на площадке чьи-то чужие вещи. Мы вызвали местных секьюрити и объяснили им, кому из оставшихся в городе местных жителей этот багаж может принадлежать (по нашим предположениям). Более того, я попытался связаться по телефону (в пять утра!) с раввином общины, которая нас приютила. Телефон не очень отвечал, я собрался звонить до утра. Мне израильский раввин, руководитель группы, объяснил, что не надо делать усилий больше, чем требуется, если потерпевшими будем уже мы сами. Ведь вылет самолета из-за нас не отложат. Так мы положились на оперативность работников канадского терминала.
Теги: Мусар