Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Тролль пришел. (Нас хотят обидеть, а мы не обижаемся)

Отложить Отложено

К мудрецу (на этот раз к Илелю, который Азакен) пришел одноногий тролль на костылях. И спросил: в чем вся Тора?

Мудрец ответил: не делай другим то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. А теперь иди и учись.

Тролль выслушал и говорит, обращаясь к многочисленной аудитории, стоящей за его спиной:

– Еще один совет о том, как себя вести, без объяснения, как именно себя вести. Пустая теория в отрыве от практики! Что нужно не обижать других, все знают. Но скажите, ка́к именно не обидеть другого и простить обиду, если человеку тяжело, а иногда просто невозможно это сделать? Эмоции тапком не прибьешь!

И тролль засмеялся. И все за его спиной засмеялись.

А мудрец (на этот раз Авраам-Авину, который призывал всех прощать и никого не обижать) смолчал[1].

** **

Самое забавное в том, что тролль соблюдает всю Тору, регулярно учится, даже поучает других. При этом высокомерно смотрит на "нерелигиозных". Но он тролль! Ибо привык вести себя по-тролльски в прошлой жизни. И почему-то посчитал, что так и надо жить в Торе.

Что ему нам праотец Авраам и великий Илель?! Оттролим их, ибо они неправы: жизни не знают, а я знаю, и сейчас всем – и самому себе – это докажу.

** **

А теперь – зачем я пишу эту заметку. Зачем мне надо говорить о тролле, который искренне считает, будто – даже в Торе – надо стоять за свою честь, всегда и всюду защищать свое достоинство (даже когда на него никто не посягает), никогда не давать зарвавшимся "негодяям" спуску, не позволять другим садиться себе на шею и т.д?

Все это я затеял, только для того чтобы указать на поведение Илеля: мудрец ничего не ответил троллю, он даже плечами не пожал – чтобы того не обидеть. Он его простил за наезд.

Наверное, это случилось перед Рош-Ашана и Йом-Кипуром.

** **

ПС (дальше можно не читать, потому что на страницу).

На самом деле параллельно – совсем не от троллей (с теми как раз все ясно) – было задано несколько вполне внятных и нужных вопросов.

1. Я вот задумался. А что такое – прощать? Ведь это не просто сказать – да-да, прощаю, иди отсюда с миром (и про себя – глаза б на тебя не смотрели). Ведь по идее, простить – это сделать так, что дальше всё будет, как будто меня и не обижали. Непонятно, если прощение – это  именно процесс перевода состояния отношений в идентичное тому, которое было до обиды, то: (1) это процесс, это сложнее, чем произнести слово; (2) я, видимо, так не умею, – "нет, я не злопамятный, я просто злой, и память хорошая", то есть я не уверен, что смогу перейти в состояние до обиды. Это вообще – возможно ли? Нужно ли? Да, я могу сказать – прощаю, но не захочу ни видеть, ни слышать, ничего – отрезал, и всё. Что-то это как-то слабо похоже на прощение, о котором вы пишете.

Ответ.

Простить – сделать так, чтобы в твоем сердце не осталось обиды на обидчика. Или как вы говорите: вернуть старое состояние отношений.

И именно не помнить. В том смысле, что после прощения не будем строить свои отношения, имея в виду ко всему прочему и данный случай.

Вы правы, это процесс, а не просто произнесенное слово. Неискреннее прощение прощением не является.

А теперь позвольте усугубить критичность вашего вопроса. Если по-настоящему простить обидчика трудно – но делать нечего, придется простить (ибо тем самым мы убираем с самих себя тяжелое наказание с неба), то уговорить человека, которого мы обидели, чтобы простил нас искренне, по-настоящему, – вот это задача из задач. Ведь если не простит, а просто произнесет пустые слова – мы снова в проигрыше.

 

2. Да, но ведь такие понятия, как гордость, честь, принципиальность – их придётся кардинально пересмотреть. Потому как человек, который сразу же прощает все обиды – покажется окружающим... как бы это помягче сформулировать... Особенно для молодых... Я и сейчас-то вспыхнуть могу... Это же, если в каждый момент времени не осознавать то, о чём вы так много и настойчиво писали – о присутствии Всевышнего, о взаимодействии непосредственно с Ним посредством взаимодействия с окружающими... То есть, это же только о Всевышнем и надо думать. Кажется, я начинаю понимать скрупулёзность, наполняющую весь день еврея от пробуждения и до отхода ко сну – всё это облегчает не отвлекаться, не забыть. С Кем имеешь дело. Однако.

Ответ.

Но именно в этом смысл выражения: Авраам перешел реку – а все остальные народы остались на том берегу. Очень трудно пойти за Авраамом, хотя у него было много учеников, но они все увидели, что он призывает их к невозможному подвигу – отказу от себя и переходу полностью на сторону Всевышнего, когда каждую секунду думаешь только о Нем. Как думаешь? Да именно так, как сказано выше: боишься обидеть ближнего, доставить ему малейшую боль, поднять себя на пьедестал, любить только самого себя и пр.

Что касается гордости, принципиальности и боязни плохо выглядеть в чужих глазах – то это и есть поклонение собственному Я. Оно нам нужно?

 

3. Что-то мне подсказывает, что евреи извиняются неискренне. А то бы мы еще полторы тысячи лет назад себе коллективное харакири сделали за убийство Хр. Полностью не согласен с Торой, да и уверен, что и евреи тоже. ИзВИНяться следует в случае ВИНы. ИзВИНение без ВИНы аморально.

Ответ.

Неискренние извинения небом не засчитываются.

По поводу вины. Если я не чувствую за собой вины в данном случае, это еще не означает, что ее нет совсем. Определитель тут такой: если человек испытал боль от моих слов (действий), то я за эту боль буду отвечать. Кто это понимает (а понимать надо!), тот почувствует и свою вину.
Повторяю, именно за чужую боль.

Т.е., никто не говорит, что ты был неправ. Но надо было найти такой способ общения – чтобы человек не испытывал боли.

 

4. Человек испытывает боль не от Ваших действий (слов), а в результате неправильного восприятия Ваших слов (действий). Т.е. неправильное восприятие является результатом его, а не Ваших недостатков. Ему нужно исправляться, а не Вам извиняться. Вашим извинением Вы подаете неправильный сигнал. Разве не так?

Ответ.

Дело в том, что, если меня неправильно поняли, то в этом виноват не только мой визави, но и я. Мне надо стараться, чтобы меня правильно понимали. Это и есть – любить своего ближнего.

Чтобы не получилось "неправильного сигнала", надо четко показать, что извиняешься за собственный промах, когда доставил другому боль, но не легитимируешь его действия (или слова), которые и послужили причиной твоего ответного выпада. Обвинять другого в том, что он ошибся, – одно из самых бесплодных занятий. Иногда надо – но это редкие случаи, которые мудрецами мусара четко выписаны (а в моем блоге и на видео-уроках неоднократно повторены).

 

5. Я просто чего опасаюсь – злу всегда нужна легитимация своей жертвы для оправдания себя. Поэтому милиционеры, блатные, скоты и социалисты иногда ведут себя так, как будто ты перед ними априори виноват. Каждый не раз встречался с таким обвиняющим стилем поведения. Я стараюсь не давать легитимацию указанным лицам путем признания своей несуществующей вины.

Ответ.

Сказано: не причиняй другому боль. Тотальное правило, без исключений – поэтому: даже если он притворяется. Вывод: я признаю свою вину (с подачи тех, кого вы перечислили) ровно настолько, чтобы они успокоились и отпустили меня. Но если от их нападения мне таким образом не уйти – то придется защищаться. А это совсем другая история. При защите часто не приходится считаться с болью, которую ты, ставя блок, причиняешь атакующему. (В конечном счете, он страдает от силы своего удара, если мой пример вам понятен.) Но и здесь – не перестараться, не пережать, не причинить ему больше страданий, чем требуется для защиты. Т.е. не мстить в процессе!

 

6. А не является ли прощением процесс, когда ты просто находишь оправдание поступку человека и прекращаешь осуждать этого человека в своём сердце? Но ведь можно стараться избегать данного человека в будущем, если знаешь, что он несет тебе раз за разом боль. Как же тогда быть с возвратом к отношениям, которые были до обиды?

Ответ.

Многое зависит от того, как вы определяете слово "оправдание". Если я прощаю человеку его хамство потому, что прекрасно понимаю, в каких условиях его воспитали, кто были его воспитатели, через какую боль он прошел в детстве и пр., то я его всего лишь понимаю и прощаю. Но нельзя сказать, что вся эта предыстория его оправдывает. Он не оправдан мной, а всего лишь прощен. Что, согласитесь, тоже немало – и требует от меня неимоверных усилий.

По поводу второго вашего замечания. Если тебе трудно с ним общаться – несмотря на то что ты его простил – то удались, т.е. встань на расстоянии, когда он тебя "не достанет". Но честно сказать, от "злодея" можно не удаляться, несмотря на императив Торы, если перестать видеть в нем злодея.


 

[1] На самом деле он ответил на вопрос: как не обижать других? – когда добавил: а теперь иди и учись Торе на уроке и в жизни. Тогда, пользуясь уроком, все поймешь и осилишь.

Теги: Мусар, Праздники