Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Схема работает очень просто. Один (скажем, Ru) передает деньги через второго (скажем, Sh) третьему (назовем его Le). Свою миссию Sh выполняет честно, все довольны. Более того, видя, какой молодец Sh (ничего не украл), Ru в следующий раз платит ему за такую же услугу некую плату. Теперь все довольны еще больше.
Сын Хафец-Хаима рассказывал, что ехал он с одним пожилым извозчиком и тот поведал ему историю своей юности.
Сказал, что однажды он вез его отца, самого Хафец-Хаима. И прославленный мудрец и учитель, по своей привычке разговаривать со всеми людьми, завел с ним длинную дорожную беседу. И настолько они тепло беседовали, что в конце пути возчик посетовал попутчику на свою жизнь. (Признался сыну: "Поверь, никогда никому не жалуюсь, а тут вдруг что-то случилось, сам удивляюсь".)
На эту жалобу Хафец-Хаим сказал ему: "Тяжело живешь? А ты гмах заведи"[1].
"Какой гмах?"
"Гмах ссуд. Людям будешь давать деньги в долг".
"Да какие деньги?! У меня на жизнь не хватает. Бывает, детям есть нечего, а тут в долг давать!"
"Попробуй. Начни с копеек. Всевышний тебе поможет, вот увидишь".
На том и расстались. Вернулся извозчик домой, подумал, посоветовался с женой – короче, решили они пару рублей отложить на гмах ссуд. Сказали соседям, те посмеялись, потом один из соседей взял полрубля на неделю, затем второй пришел. Так завелся и пошел работать маленький гмах ссуд.
Люди брали и возвращали. Иногда хозяин гмаха, наш извозчик, добавлял несколько копеек, кто-то тоже приносил, говорил, что жертвует на полезное дело. Так гмах рос и креп. "Теперь у меня, сказал извозчик сыну Хафец-Хаима, сорок рублей, которые вертятся и работают. Огромный капитал. И смысл в моей жизни появился, и людям хорошо". (מכתבי החפץ חיים)
** **
Главное в этом деле: отложив деньги на гмах, впредь никогда не смотреть на них как на свои личные, не брать даже в случае острой нужды. Эти уже не твои деньги, они принадлежат всем евреям.
Трудное условие? Очень. Ибо гмах не копилка на черный день[2]. Гмах – это средство помощи людям, называется – хэсед.
** **
Еще раз покажем, как работает механизм. Как известно, Всевышний помогает людям через людей[3]. У Него есть деньги для бедного. Он выбирает меня, чтобы я передал их бедному. Я получаю деньги, встречаю бедного и передаю ему передачу.
Передача может быть цдакой, а может быть ссудой. Ссуда предпочтительней, потому что бедняку морально легче взять деньги на время, чем попросить безвозмездный подарок. Ссуда не обижает. В ней нет ничего оскорбляющего человеческое достоинство.
Когда я передаю деньги (не мои, а те, что оказались у меня и предназначены для передачи), я выполняю поручение Творца. За это мне полагается награда. Какая награда? Правильно, мне еще раз дают возможность выполнить такое же поручение.
И поскольку я прекрасно справляетесь со своей функцией (допустим), Он меня поддержит и материально. Он мне даст мои деньги, не для передачи, а мне на жизнь.
Так работает механизм еврейского обогащения. Хочешь перестать быть бедным, нищим, несчастным и от всех зависимым? Заведи гмах ссуд.
А тот, кто не видит в своем кошелке чужих денег – тех денег, что даны ему небом для передачи другим, – как называется такой человек? Верно, так и называется. Мы же не хотим быть такими, верно?
У других народов механизм ссуд, кредитов, векселей и банковских поручительств работает несколько иначе – исключительно на сборе процентов, ренты и лиха (отсюда финансовый термин – лихоимец). Но внутри еврейского этноса проценты исключены. Поэтому изначально разработана совсем другая схема: Всевышний дает мне и говорит: передай нуждающимся, и тогда в следующий раз получишь и для них, и для себя (в виде платы за труд).
** **
Написано в Торе (Шмот 22:24): "Если будешь давать ссуду бедняку, то не будь его притеснителем". В том смысле, что, если он вовремя не вернет, не ходи за ним, не мучай, за горло не хватай. Ибо, подобно тому как запрещено есть свинину, работать в субботу или воровать, так запрещено и притеснять того, кто вовремя не вернул тебе твои кровные деньги. Ага, в этом все дело: перестань смотреть на них как на свои кровные.
Но обратите внимание на начало стиха: "Если будешь давать ссуду". Вроде, звучит так: захочу – дам, захочу – не дам. Но в наших книгах написано: везде, где в Торе написано "если" – это твое право, поступай как хочешь, но в трех местах это – обязанность. Слова про ссуду – одно из таких мест. Еврей обязан помогать ссудами другим евреям, если есть такая возможность. Тут нет места для "хочу – не хочу"[4].
Заповедь ссуды выше заповеди цдаки. Выше и труднее.
Но почему-то про силу заповеди цдаки все знают – и все посильно выполняют. А что с гмахом ссуд? Да-да, у вас дома, в вашей семье, у вас лично! Что с вашим гмахом?
(Ничего так закончил эпос? Спасибо за внимание.))
**
В виде приложения. Поговорка из круга Хафец-Хаима:
Старайся гмах превратить в цдаку, а цдаку в гмах.
Объяснение
"Гмах в цдаку". Ты дал деньги другому еврею из своего гмаха – а он не спешит возвращать, потому что нету. В таком случае взвесь возможность подарить ему эти деньги. Они же твои! Получается, что был гмах – а стал цдакой.
"Цдаку в гмах". Ты брал у людей цдаку, деньги тебе помогли, ты встал на ноги. Теперь твоя очередь помочь людям: увеличь свою цдаку, чтобы компенсировать то, что было тобой взято у людей. Даже если деньги попадут совсем к другим. Т.е., смотри на ту, взятую тобой цдаку, как на ссуду. И отдай ее бедным – ведь хозяева той ссуды будут этому рады.
Мы только что познакомились с самым первым правилом еврейского бизнесмена: хочешь получать – давай!
[1] Гмах – касса помощи. К вам приходят и просят. Вы даете. Со свидетелями, оформлением необходимой расписки – но даете! А в надлежащее время вам возвращают. Все дела!
[2] Хотя есть случаи, когда гмах устраивается на время – пока не наступило то, ради чего деньги откладывались. И это тоже очень и очень полезное дело.
[3] Бывает и прямая помощь. Например, ман с неба в течение 40 лет. Или клад на вашем огороде, выкопанный во время окучивания баклажанов. Но это не очень частые явления.
[4] Что касается опасений – вернет ли должник свой долг – то да, это проблема. В Торе дано определение злодея: оказывается это тот, кто "берет ссуду и не возвращает". Поэтому, если есть уверенность в том, что данный человек денег не вернет, то, в принципе, можно поостеречься.
Что касается нашей обязанности возвращать долг – то это прямое исполнение заповеди.
Комментарий отмечает, до какой степени мудрецы старались не нарушить эту заповедь. Известен рассказ о Илеле, который обычно платил привратнику в Доме учений ежедневный грош. Но однажды у него не оказалось денег – и он залез на крышу, чтобы, сидя у верхнего окна, слушать урок. Его завалило снегом, и люди, случайно увидевшие его силуэт, чудом его спасли. Так вот! Он ведь мог одолжить денег и не подвергать свою жизнь смертельной опасности. Тем не менее, из-за того что не был уверен, что ему удастся вернуть долг вовремя, он сделал то, что сделал. (מפי הגר''ח קרייזווירט זצ''ל)
Теги: Недельный раздел, Темы Торы