Свидетель защиты23 августа 2010 года, 00:01 Художественная запись многим известного документального рассказа Перед вами история про мудреца и праведника Хафец-Хаима (раби Исраэля Меира Акоэна), который, как известно, руководил ешивой в городе Радине, что в Белоруссии, это недалеко от Минска, а тогда – Литовские земли. Читать дальше |
Вверх ногой, или Кто из праотцев нам помогает?18 августа 2010 года, 13:10 Этот пост я вчера разместил в Интернете. Но ведь у нас с вами Чистый остров в Мутном океане, не правда ли? Поэтому решил опубликовать и здесь. Для посетителей сайта Толдот. Т.е. для избранных! У многих (мне кажется, у многих) внутри скрыт некий эталон, своего рода идеальный метр, которым иногда удобно мерить собственные поступки. Строго говоря, то или иное общество или группа, к которым причисляет себя человек, уже создало набор таких эталонов, они называются общественный идеал, и нам остается только примерять этот идеал к себе. Тем не менее, большинство обзавелось своими метрономами – чтобы по звуку их биений если не судить строго свои поступки, то хотя бы изредка смотреть на себя со стороны. Читать дальше |
Честь Воложинской ешивы. (С иллюстрациями)16 августа 2010 года, 00:45 Статья мной написана давно. Но до сих пор не встречал ее читателей. Так что будем считать, что вы – первые. Текст даю почти без изменений. Эпиграф. "Документы, если сравнить их с оружием, стреляют дважды. Первый раз – когда их применяют по назначению. Второй раз – когда их находят в архиве". Огюст Денуайе, "Тонкость резца" Читать дальше |
Не только судьям, но и нам с вами12 августа 2010 года, 16:09 1. В разделе Шофтим книги Дварим написано (16:19): "Не бери взятки, ибо взятка ослепляет глаза (даже) мудрых и извращает слова (даже) праведников". Комментаторы указывают, что стих обращен впрямую к судьям раввинского суда. Так, вроде, следует и из начала всей сугьи (отрывка): "Судей и сторожей (исполнителей суда) поставь себе". Правда, первый стих ("поставь себе") обращен ко всему еврейскому народу. А потом идет перечисление действий: "не криви судом", "не лицеприятствуй", "не бери взятки". И если в начале отрывка идет обращение просто к евреям, то и дальше, можно предположить, продолжается обращение к нему же, а не к избранному и не самому массовому отряду народа – к его судьям. Читать дальше |
Не спорьте ради спора9 августа 2010 года, 18:26
Сегодня предлагаю тяжелый урок. Тяжелый в смысле логики и выводов. Сначала познакомлю вас с темой и удивительным выводом, который последует в конце. Вы спросите – зачем я опережаю события? Да затем, чтобы любой читатель мог сразу определить, стоит ли ему вообще читать эту статью. Читать дальше |
«Дам тебе милосердие»4 августа 2010 года, 01:22 Эта статья, написанная несколько лет назад, мне по-особому дорога. Ибо нелегко далась. Особенно последняя часть. Посмотрите – и сами увидите почему. Если читать внимательно недельный раздел Торы "Реэ" в книге Дварим, то можно найти в нем странные слова. Вернее, слова самые обычные, но приведены они в какой-то не совсем удобной форме. Читать дальше |
История с гетом1 августа 2010 года, 03:16 Эта история в свое время была рассказана мной в прямом эфире (см. видео "Мир в семье" с кадра 10:56). Сейчас даю ее в записанном виде. Если в ней что-то присочинено или искажено – детали разные или антураж – то не мной, честное слово. Как слышал, так и донес.)) Дело было так. Одна женщина – в Израиле – пожаловалась раву Ицхаку Зильберу (зацаль), что ее бывший муж, оставшийся в России, не дает ей гет. Рав запомнил фамилию и имя мужа, у него вообще была феноменальная память, но ничего конкретного ей не обещал. Читать дальше |
Старый фельетон29 июля 2010 года, 01:19 А вот еще были у меня в молодости фельетоны. Только что нашел один из самых редких. Ни разу не выходил в свет в правильном, неискаженном виде. Помню, в газете его (кажется, во "Времени" эпохи премьера Шамира) урезали и искромсали безжалостно – но не потому, что цензоры лютовали, а потому что тамошний лит. редактор отмечал свой день рождения. Тема фельетона очень простая. Тут даже две темы. Первая: заезженность фразы "дорога к храму". Люди понимают под ней нечто святое и возвышенное. При этом ведут себя по самой упрощенной поведенческой модели, не догадываясь, что настоящий храм у них расположен в душе, в семье, в общении с окружением. У одних храм светел и высок, у других наглухо забит пылью и порос подвальным мохом, хотя не нам их осуждать. Читать дальше |
О еврейской солидарности25 июля 2010 года, 23:09 Статья, которую я предлагаю читателям этого блога, была реанимирована неимоверными усилиями по возвращению к жизни старинных компьютеров, в недрах которых скрыты канувшие в лету древние тексты и летописи. Читать дальше |
Про анонимность. Плюс сообщение. Плюс правило поведения в Сети22 июля 2010 года, 01:48 Сегодня со мной странное произошло. Но сначала история, которую только что услышал от своего друга и соседа, раби Давида Шулевица. Пришел однажды к знаменитому талмудисту, воспитателю и праведнику, раби Исэру Залману Мельцеру, его ученик, студент ешивы. Пришел и поведал свои соображения по поводу отрывка Торы. Беседа шла у них наедине. Читать дальше |