У входа в зал Ицхака20 февраля 2010 года, 16:40 Рассказ-быль – про то, как я снимал кино. Во-первых, это смешно (надеюсь, что смешно). Во-вторых, мне действительно довелось некогда вести телевизионную ежемесячную программу по российскому каналу "Культура"[1], называлась "Шалом", так что пришлось много поездить по еврейским местам Израиля, России и Европы. И вот что с нашей группой произошло в Хевроне, на могиле наших праотцев. Читать дальше |
Испытание еврейской общины в рассеянии17 февраля 2010 года, 11:52
Продолжаем нашу серию теоретических статей из цикла "Еврейская община". Сегодня – третья тема: еврейская община в галуте. Главный ракурс: внутренние ресурсы общины, способность к выживанию Сколько раз мы спускались в Египет? Первым походом евреев в Египет можно назвать путешествие, предпринятое нашим праотцем Авраамом, когда его, только что пришедшего в Святую землю по приказу Всевышнего ("Иди в Страну, которую Я тебе покажу"), встретил жуткий голод[1]. Мидраш сообщает, что ни до этого, ни после этого (если не считать голод, охвативший Страну в дни Йосефа) таких бедствий в Эрец Кенаан не было. Но так было задумано Всевышним – чтобы Авраам спустился в Египет. Иначе, когда братья придут за отцом и скажут, что Йосеф жив, более того – он правит Египтом и теперь приглашает всю семью прийти к нему и переждать голодные годы, Яаков скажет: не верю, что Йосеф жив, и ни в какой Египет не спущусь. Предоставят ему доказательства того, что на египетском троне действительно сидит фараонов заместитель, он же старший сын твоей, отец, любимой жены Рахели. И все равно Яаков будет стоять на своем: из Израиля уходить нельзя (таков, кстати, закон!), и никуда я не пойду. Читать дальше |
Месть по-еврейски14 февраля 2010 года, 15:59 Предупреждаю: очень трудный урок. 1. История про раби Меира Марима из Коврина. Было у него несколько противников из числа жителей местечка. Хулили его и поносили в открытую, не стесняясь окружающих. А он не замечал их злобы, приветливо с ними здоровался, ни разу словом худым на ругань не ответил. Спросили его ученики: – Ребе! Разве не сказано в Талмуде – "Если мудрец не мстит и не помнит обиду, как змея, то он – не мудрец"? Почему бы не дать отповедь гонителям, как полагается мудрецу?! Сказал на это раввин: Читать дальше |
История про Сабу из Слободки10 февраля 2010 года, 10:54 Один из родственников раби Натана-Цви Финкеля, известного под именем Саба из Слободки, был настолько близок к великому праведнику и мудрецу, что, когда тот сильно состарился, переехал к нему на квартиру, чтобы он не ночевал дома без присмотра. |
Одна нечеткость на уроке по поводу запрета обижать вдов и сирот8 февраля 2010 года, 16:24 Сегодня дал видео-урок "Еврейское поведение – 41" [см. сноску [1]]. Тема урока - из недельного раздела Торы "Мишпатим" – "Запрет обижать людей". Имеется в виду запрет мучить их, доставлять им малейшие неудобства, создавать людям сложности и проблемы. Причем, речь идет в том числе о минимальных неудобствах, без которых можно обойтись, а мы не подумали, сказали то или иное слово, сделали какое-то действие, доставив тем самым человеку несколько неприятных минут. Например, необдуманно упомянули имя недавно умершего человека в присутствии его сына или жены – а можно было и не упоминать. И т.д. Читать дальше |
Традиции еврейского воспитания2 февраля 2010 года, 03:34 Краткий пересказ конспекта лекции, прочитанной автором на "Конференции по воспитанию и образованию" (Джойнт, Днепропетровск, 2005), а также год спустя на Курсах для сотрудников Джойнта, участвующих в проведении "Семейных лагерей". Подзаголовок лекции: Дети Яакова из Дома Израиля Содержание: – Вступление. Семья нашего праотца Авраама – Принципы еврейского воспитания – Отказ от жесткого воспитания, или Как научиться не делать людям замечания – Поощрение и наказание. Атмосфера радости – Заключение Вступление К настоящему времени западная цивилизация накопила достаточно знаний на тему воспитания и образования. Большая часть этого огромного массива знаний приходится на традиционную культуру европейских народов, основа которой зиждется на христианской морали, много заимствовавшей, как известно, из еврейской Торы. Так что нет ничего удивительного в том, что многие принципы сегодняшней науки воспитания имеют прямые параллели с методами иудаизма в той же области. Но есть и отличия. Читать дальше |
Благословение Ицхака27 января 2010 года, 09:01 Продолжение серии «Проблема Яакова» из цикла «Трудные места Торы». Вступление в тему см. здесь. А теперь самый «криминальный» случай, связанный с подлогом и мошенничеством, который многими читателями Торы вменяется в вину нашему праотцу Яакову. Действующие лица: Яаков, Эсав, Ривка, Ицхак. Место в Торе: недельный раздел «Толдот» в книге Берешит, глава 27. Вся глава, а в ней 46 стихов. Настоящая повесть, если мерить в масштабах, принятых в Пятикнижии. Написано, что «Ицхак состарился, и притупилось его зрение». Комментаторы, на основе данных, приведенных в Торе, отмечают, что Ицхаку к этому времени исполнилось 123 года (из 180, которые он прожил). Близнецы тоже достигли зрелого возраста. Читать дальше |
Вавилонская башня – модель бунта (по Торе)24 января 2010 года, 13:29
Конспект лекции, прочитанной на молодежном симпозиуме "Джойнта" (не то 2005 год, не то 2006) Введение У кого из нас не случались в жизни неприятности на работе, в семье или "по месту учебы"? Кто-то выступал против нас, с кем-то боролись мы, или даже не столько боролись, сколько были ввязаны в чужие противостояния – если не сами лично, то через друзей, родственников. Как правило, все признают, что участие в подобного рода ситуациях неприятно. Но иногда оно необходимо. Нужно защитить попранную справедливость. Нужно выступить против негодяя. Постоять за себя, своего сослуживца, дать отпор потерявшему чувство меры мракобесу-начальнику или, наоборот, поставить на место отбившегося от рук подчиненного. У кого из нас нет подобного опыта вовлеченности в конфликты? Но что говорит на тему конфликтов Тора? Какие ее модели стоит рассмотреть, чтобы приложить к своей практике, примерить к себе, задуматься? Если выписать бунты-восстания из Пятикнижия и книг Танаха, то список получиться не коротким. Вот только несколько самых очевидных примеров: Читать дальше |
Еврейская община (2)20 января 2010 года, 23:46
Община по-еврейски в контексте ранней истории 1. Время появление первых общин Известно, что, согласно Торе, народы появились в результате разрушения Вавилонской башни. До ее строительства были просто люди. Сразу после ее разрушения возникли народы и племена, а также языки, обычаи, различные национальные характеры и пр. При этом надо отметить, что население земли не увеличилось каким-то чудесным образом. Просто в некий момент истории каждый из людей стал сопричислять себя к одной из многих этнических групп. Причем, скорее всего, переход к этносу никем не был воспринят как чудо, т.е. как явное вмешательство Всевышнего в людские дела. Все произошло безболезненно и самым органичным образом. А именно: каждый человек вместе со своей семьей уже обитал в некотором коллективе – друзей, единомышленников, родственников, компаньонов и соседей. Люди знали друг друга, представляли собой единый, замкнутый коллектив, который жил в одном месте (или кочевал одним табором), пользовался единой терминологией, обменивался генами, навыками, симпатией и взаимной защитой. Это еще не народ, но уже некоторый коллектив со своими внутренними связями между его членами. И стоит предположить, что, уйдя из Вавилона, люди сохранили такие мини-коллективы. Так вот, несколько подобных коллективов, наиболее близкие друг к другу, стали представлять собой народ. И важно отметить: люди одного народа не потеряли своих "донародных" особенностей. Каждый из коллективов, влившись в новый народ, – еще до прихода в какое-то определенное место жительство – стал общиной. Читать дальше |
Еврейская община (1)17 января 2010 года, 06:36 Конспект лекции, прочитанной мной пять лет назад перед молодежной аудиторией на семинаре "Еврейская община в современном мире". Община, по Торе, – это большая семья. Ибо просто семья – это и есть община. 1. Община в Торе. Адам и Авраам Как известно, праотцы нашего народа – Авраам, Ицхак и Яаков – не были первыми людьми на земле. Первым человеком, созданным Всевышним, был Адам (имя которого и означает – Человек). Помимо прочего, отсюда следует, что создание еврейского народа не являлось целью Всевышнего[1]. Более того, народы появились в результате человеческих действий, а не как изначальная необходимость. Адаму не было обещано ни появление народов, ни, тем более, появление еврейского народа. Даже просто появление других людей, кроме самого Адама, произошло в результате поиска первым человеком себе подобного. Читать дальше |