ХАНУКА-ШПИЛЬ10 ноября 2009 года, 07:38 историческая драма в пяти сценах ЦАРЬ ЭПИФАН И ЕГО КОМАНДА Роли: царь Эпифан, пять его министров. Сцена 1 Царь Эпифан сидит на троне, задумчиво жует огурец. Входит Первый министр. Первый министр: О, великий Эпифан! Позволь довести до сведения. Читать дальше |
Сара у Авимелеха7 ноября 2009 года, 18:56 Продолжаем тему "Трудные места в Торе". В прошлый раз мы говорили об Аврааме и Саре у фараона. Следующий пункт, где расказывается об Аврааме и Саре у Авимелеха (20-ая глава книги Берешит), можно было бы пропустить, поскольку, на первый взгляд, никаких новых особенностей с точки зрения обсуждаемой темы (правда и ложь в делах наших праотцев) тут не обнаруживается. Тем не менее, одну деталь рассказа о посещении нашими праотцами дворца Авимелеха стоит упомянуть, потому что именно эта деталь может помочь нам по-новому оценить ситуацию, в которой оказался Авраам. Читать дальше |
Гостеприимство (методическое пособие для учителя Торы)4 ноября 2009 года, 15:09 Серия "Тора и социальные роли: моральный аспект"
ЗАПОВЕДЬ ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ Прежде чем приступить к знакомству с самой заповедью – несколько вопросов для обсуждения. - Насколько оправдано наличие этой заповеди в комплексе законов, регулирующих отношения человека с другими людьми? Короче говоря, что она дает самому обществу? Что она дает тому, кто принимает гостей? - Приведите примеры, известные вам из Торы, на тему приема гостей? [1] Примеры, где показано "антигостеприимство" [2]? - Что собой представляет процесс приема гостей? Если бы вам была поручена роль законодателя, то что бы вы включили в эту заповедь? Читать дальше |
Сара у фараона2 ноября 2009 года, 16:46 Цикл: трудные места в Торе Действующие лица: Авраам, его жена Сара, фараон, где-то на заднем плане египтяне, главным образом администрация; присутствует еще племянник Авраама Лот, но о нем конкретно в этом эпизоде ничего не рассказывается. Место действия: Египет, дворец фараона. Место в Торе: глава 12-ая книги Берешит, стихи с десятого по двадцатый, последний в главе. Ровно 11 стихов, совсем немного. Экспозиция событий. Авраам вместе с женой появился в Египте, после того как в Стране Кенаан, куда ему приказал идти Всевышний, разразился голод. Аврааму в это время было семьдесят пять лет, его жене на десять лет меньше. Жители Египта, куда попали супруги, чистотой нравов не отличались. Отсюда – вся проблема. Читать дальше |
Наказание Лота1 ноября 2009 года, 15:38 Всем известная сцена: Лот со своей семьей бежит что есть мочи по голой степи из пылающего огнем города. За ним языки страшного пожара лижут черный купол перевернутого неба, перед ним кромешная тьма. А в спину раздается голос ангела: "Не оглядывайся назад и не останавливайся" (Берешит 19:17). Скажите, к кому этот голос ангела обращается? Понятно, к кому. К Лоту. А к остальным не обращается? Мол, никто не оглядывайтесь, бегите и спасайтесь, не задерживаясь. Можно ответить – или да, или нет. Если нет, то непонятно, почему дальше сказано: "Его жена оглянулась назад и превратилась в столб соли" (19:26). Получается, что ангел предостерег и ее тоже. А если ее не предостерег, то зачем наказал столбом? Читать дальше |
Недельный раздел Торы "Лех-леха"26 октября 2009 года, 04:02 I. В самом начале раздела написано (Берешит 12:2 и 7), что Всевышний дал Аврааму обещание (обетование), согласно которому Он сделает из него большой народ и благословит, а также даст Страну его потомкам. Причем форма обещания такова, что из него безусловно следует: Всевышний Сам все это сделает, напрямую, без посредников. Отсюда можно заключить, что не будет никаких видимых причин для всего того, что Он обещал Аврааму. Читать дальше |
Блюдце с норками20 октября 2009 года, 06:24 На днях я "запостил" в блоге заметку о Концепции времени в иудаизме. В свое время она вышла в "малой израильской прессе". Теперь добавлю, что та давняя история имела продолжение. А именно: некие люди, возмущенные моей статьей, стали слать в раздел "писем в редакцию" (есть такой жанр) своего рода опровержения, основанные на том, что, как известно, Талмуд полон самых примитивных воззрений на всё на свете, а не только на святое в науке понятие времени. И они привели несколько примеров упомянутого примитивизма. Что на это сделала редакция? Она те письма опубликовала, а мне предложила ответить, на что я наотрез отказался. А потом подумал – и согласился. Читать дальше |
О времени с точки зрения Торы15 октября 2009 года, 04:50 Это было давно, в ноябре 2002 года. Просматривая научно-популярный отдел «Четвертое измерение» (я его всегда просматриваю) в приложении «Окна» к русскоязычной газете «Вести» (никогда не читаю), вдруг почувствовал неодолимый импульс сесть и написать туда изложение на поднятую в том отделе тему. Статью мою напечатали, но ни тогдашний тираж, ни возрастной статус читателей не сделали ее хоть сколько нибудь заметной. Предпринимаю новую попытку привлечь к ней внимание почтенной публики. Читать дальше |
Берешит - Берейшис13 октября 2009 года, 03:21 Недельный раздел Торы – Берешит. Самое время поделиться одним соображением. Дело в том, что в последние годы почему-то сложился обычай писать это слово – בראשית – в виде Берейшит (или, что почти то же самое, Берэйшит, Брейшит). Речь идет о двух буквах - й в середине слова и т в конце. На самом деле, есть только два варианта: или Берешит, или Берейшис. Читать дальше |
Два слова за Одессу11 октября 2009 года, 01:46 Не хватает мне Одессы. Скучаю! Кто бы сказал еще несколько лет назад, что влюблюсь в этот город. А ведь проработал в нем всего три семестра – в общине рава Бакшта (Еврейский университет и пр.). Ездил в жестком режиме: одна неделя – дома в Иерусалиме, вторая – в Одессе, и снова Иерусалим. Читать дальше |