Яаков Авину тоже за это пострадал10 ноября 2010 года, 10:37
Продолжаю тему своих последних постов: за боль, которую один человек доставил другому – даже с хорошим намерением! – с него будет спрошено. Недельный раздел "Вайеце". Бездетная Рахель говорит своему мужу, Яакову: "Дай мне детей. Иначе я мертва". И мы вправе ожидать, что Яаков сейчас ее поддержит, возродит в ней надежду, скажет, что, конечно, будет молиться, пусть не переживает. Читать дальше |
Тора – огонь7 ноября 2010 года, 06:30
В прошлом посте упомянул, что у меня есть еще два примера на ту же тему. Сейчас их приведу. Сначала, напомню, о чем шла речь. – О том, что иногда человек делает другому больно, но руководствуется при этом самыми благими намерениями. Так вот, такая деятельность может привести того, кто делает больно другому, к весьма неприятным последствиям. Говорили о раввине, который вынес тяжелый приговор одной из тяжущихся сторон. В результате умерла с горя молодая девушка. После смерти раввина ожидали неприятности. Читать дальше |
Раввины! Не заставляйте девушек страдать1 ноября 2010 года, 18:42 Триллер, в котором гроб с телом известного раввина переезжает с места на место. Ничего так начало? Это был анонс. Дело в том, что сегодня кое-какие авторы нашего сайта получили рекомендации на тему, как вести свои блоги. А я, будучи покладистым учеником, всегда выполняю пункты любой спущенной сверху инструкции. И еще ни разу мне это |
Евреи и деньги30 октября 2010 года, 17:38 В таких случаях я спрашиваю аудиторию перед лекцией: "Вы что хотите услышать – сначала смешное, а потом серьезное и полезное? Или сначала серьезное, а потом смешное и полезное?" – И люди всегда выбирают смешное. Поэтому сначала расскажу, что у нас произошло на съемках киносюжета об израильской бирже, а потом освещу тему "Евреи и деньги", о'кей? Читать дальше |
Две истории: про дибука и про суд рава Соловейчика26 октября 2010 года, 10:26 Стоило мне на уроке в прямом эфире ("Еврейское поведение 77") рассказать о дибуке, как тут же пошли вопросы: а вы сами, рав Рувен, в дибуков верите? Совершенно неожиданная реакция публики. При чем тут моя вера? Речь зашла о еврейском обычае тело умершего человека хоронить в день смерти (не о нас будь упомянута) – без всяких задержек, ибо задержка считается недопустимым и оскорбительным поведением по отношению к покойному. А если человек умер поздно вечером, когда хоронить невозможно по ряду причин? Тогда тело оставляют дома до утра – и при нем находится кто-нибудь из бодрствующих, охраняет его. Как раньше говорили: глаз с него не сводит. Почему? Да потому что в тот момент, когда за ним никто не надзирает, в мертвое тело может вселиться дибук. Читать дальше |
Что смешного в Ицхаке?25 октября 2010 года, 20:13 Рубрика: "Самообразование, в помощь учителю Торы"
Читать Тору, не задавая вопросов, невозможно. Каждый ее стих, каждый оборот полны информации. Умение эту информацию извлечь (чтобы применить в своей жизни) приобретается на уроках. Для этого надо уметь обнаружить странное, противоречивое. Ибо через противоречивость своего текста Тора доносит до нас важные сведения. Мы обнаруживаем несоответствие между словами (предложениями, эпизодами) – задаем вопрос – получаем подчас самый неожиданный ответ – понимаем, что он естественен – и наконец, извлекаем из него урок, важный для нас… Читать дальше |
Случай в магазине20 октября 2010 года, 19:43 Из цикла "Талмуд и конкретные ситуации нашей жизни" Писано ровно 10 лет назад для студентов "Эш-Атора", Иерусалим Предупреждаю: это серьезная работа – для начинающих – длинная (семь листов А4) – написана предельно простым языком – но надо думать в процессе чтения – что, впрочем, советуется всегда. Отредактировано три раза: двумя редакторами и двумя раввинами. ** ** Сначала опишем ситуацию. В магазин зашел покупатель. Подойдя к полке, он взял банку с вареньем, повертел в руках, изучая надпись, – и поставил на место. Но не на то, где она стояла раньше, а на край полки. Через несколько минут другой покупатель проходил мимо, толкая перед собой коляску, полную покупок, и задел банку. Банка свалилась прямо в коляску, разбилась и испачкала вареньем весь костюм покупателя. История продолжается. Почти сразу после этого шел другой покупатель между рядами, поскользнулся на разлитом варенье, упал и поранился об осколки стекла, которые не успели убрать. Кто за что платит? Читать дальше |
Хесед – практическая помощь17 октября 2010 года, 18:57 Вечером 18 октября, как всегда по понедельникам, у меня был прямой урок в интернет-эфире – ровно в 19.30 по часам Иерусалима (и я не опоздал!). Кто не видел - тот Тема: хесед. Учим из стиха (Берешит 18:19, недельный раздел "Вайера"): "Избран он Мной для того, чтобы заповедовал своим детям и своему дому после себя соблюдать путь Всевышнего, творя милость и правосудие". Т.е. в преподавании будущим евреям моральных законов Торы видел Творец мира основную задачу Авраама. Теория урока и иллюстрации мной уже подготовлены. Вот одна из иллюстраций. Читать дальше |
Может, кому пригодится13 октября 2010 года, 19:10 Из цикла "Талмуд и практика нашей жизни". Это мой же перепост. Предлагаю почтенной публике ряд давно написанных мной эссе на тему еврейских законов, которые нашел у себя буквально на днях. Подумал: не пропадать же! Почему эссе? Потому что литературная форма. Почему на тему законов? Потому что жестко, четко и с указанием источников. Если нынешний эксперимент пройдет - серию продолжу. Сегодня начну с рассказа о еврее, который не смог заплатить носильщику в аэропорту. Читать дальше |
Анонс урока. Плюс два слова про Авраама. Плюс про рава-хиппи. И про город Прешбург10 октября 2010 года, 17:14 В понедельник (сБп) мой урок в прямом эфире из цикла «Еврейское поведение». Название и тема: «Все мы — учителя Торы». Однажды мы уже говорили на эту тему («Приближать далеких»), так что она изучена, вроде бы, вдоль и поперек. Но вот, объявились в ней новые аспекты и горизонты — по крайней мере, для меня. О чем и спешу поделиться со знатоками и специалистами кирува, уж если все мы с вами — учителя Торы, согласны? Читать дальше |