Рав Зильбер и свиток19 декабря 2010 года, 04:37
Тут еще одна история вспомнилась про рава Ицхака Зильбера, зацаль. Лет 17-18 назад состоялся выездной семинар по Торе в Прибалтике, они тогда еще только отделялись от России. Уроки происходили в пансионате под Ковной (столица Литы), куда надо было ехать где-то с получаса на машине. Я там провел три смены (каждая по неделе), а история произошла в самом начале, в первую смену. Свидетелями эпизода были, кроме меня, рав Пантелят, рав Хаим Коэн и слушатели лекций. А еще туда приехал на пару дней рав Зильбер. Читать дальше |
Вечерний разговор в машине (2)14 декабря 2010 года, 08:42 Из цикла "Рассказы рава Койфмана" Окончание рассказа, начатого предыдущим постом ...Вечером в машине, стоявшей на улице тихого нью-йоркского пригорода, сидели два человека – рав и его ученик. Сидели и плакали. Мальчик от обиды, рав от жалости к потерянным еврейским душам. Читать дальше |
Вечерний разговор в машине (1)11 декабря 2010 года, 18:54 Из цикла "Рассказы рава Койфмана" Предлагаю вам историю, услышанную мной лет двенадцать назад от раби Меира Койфмана, бывшего моего соседа по дому в иерусалимском районе Рамат-Шломо. Моя семья продолжает там жить и по сей день, а он съехал. Совсем. Вернулся в Северную Америку. Читать дальше |
Чужого не надо8 декабря 2010 года, 09:47
(Упрощенный вариант конспекта) Написано в разделе "Ваигаш" (Берешит 47:14): "И собрал Йосеф все серебро по всей стране Египта и по всей стране Кенаана, и внес Йосеф все серебро в дом фараона". Что означают слова "в дом фараона"? Рамбан пишет: "Йосеф был доверительным лицом фараона. Тем не менее, не сделал у себя казны [банка, сокровищницы для хранения собранных денег]. Но всё отдал фараону, который ему всецело доверял [т.е. в принципе, мог бы и не отдавать]. И купил фараону на эти деньги землю в стране [опять-таки не себе!]. И этим понравился народу больше прежнего[1]". Читать дальше |
Всех поздравляю с Ханукой30 ноября 2010 года, 17:49 Ханука-дайджест "Евреи и греки" – по раву Швадрону. Цитата: Чтобы вселить в сердца евреев сомнения, надо их, евреев, "вывести наружу", оторвать от учебы (отвлечь от Талмуда). Как это лучше всего сделать? Ни в коем случае не отнимать Талмуд (запрещать, сжигать и т.п.). А просто добавить к часам изучения Талмуда еще несколько уроков, небольших, но обязательных: физкультуры, иностранного языка, сапожного дела, тригонометрии. Читать дальше |
Тысяча в мешке29 ноября 2010 года, 09:33 В понедельник вечером Копирую из своего конспекта, написанного к уроку, запись происшествия, участником которого был раби Элия Хаим Майзель из Лодзи (1821-1912). К нему пришел еврей и рассказал жуткую историю. На днях он нашел на улице города мешок денег. Принес домой и пересчитал — в нем оказалась ровно тысяча рублей, сумма колоссальная по тем временам. Читать дальше |
Рубашка Йосефа24 ноября 2010 года, 12:20 Когда сто лет назад я писал цикл статей "Трудные места в Торе", было начато и это эссе. Но написать удалось только первую главу. Читать дальше |
Тамар и Зулеха22 ноября 2010 года, 03:36 Тора рассказывает, как Тамар завлекла Йеуду, а потом родила от него близнецов. И пошло от этих близнецов колено Йеуды, т.е. они дали начало большинству нынешних евреев. Мы с вами — от Тамар! Сразу после истории с Тамар начинается описание жизни Йосефа в Египте. И в самом зачине идет эпизод с женой Потифара — тоже попыталась завлечь Йосефа. Правда, ничего не вышло. Можно сказать, небо уберегло Йосефа. А про Йеуду нельзя сказать, что небо его уберегло. Ибо не уберегло. Так чем «способы» Тамар и жены Потифара отличались друг от друга? Я бы сказал, что Тамар действовала более откровенно и изощрено: переоделась нехорошей женщиной, села у дороги, явно обозначив свою профессию. А жена Потифара ни в кого не переодевалась, у дороги — на виду у всех — не садилась. За что же с ней так круто? Она — злодейка, а Тамар — праведница. Почему?! Читать дальше |
"Фамилия!"17 ноября 2010 года, 10:05 Сцена боя между ангелом Эсава и нашим праотцем Яаковом. Написано (Берешит 32:28): "И сказал ему: Как твое имя? И сказал: Яаков". Много вы знаете комментариев на этот стих? А ведь он сообщает нам нечто несомненно важное. – Откуда мы знаем, что стих нам что-то сообщает? – Да из того, что он, посмотрите сами, явно лишний. А значит, как бы обращается к нам, говоря: растолкуйте меня. (Ведь Тора лишних слов не пишет, верно?) Читать дальше |
Ключевой эпизод жизни калькуттского еврея Сасона Бенвеништи14 ноября 2010 года, 15:51 Он на самом деле лицо реальное. Люди (и раввины) его клана живы и процветают по сей день – мне известна лондонская часть семьи. А сам он в свое время сделал много полезного не только своей общине, но также израильским и европейским евреям. Читать дальше |