Веха на пути к свету12 апреля 2011 года, 04:33 В пасхальную ночь, когда мы снова будем сидеть вокруг стола, ведя чинный Седер и вспоминая историю еврейского Исхода из Египта, – опять придут, как водится из года в год, четыре сына и зададут свои вопросы: сын-мудрец, сын-злодей, сын-простак и сын, который не знает, что и как спрашивать. Мы сами и исполним их роли, – маленькая мизансцена обязательного спектакля, в чем-то повторяющего – чуть-чуть – отшумевший буквально на днях пурим-шпиль. Более двадцати пяти веков задают свои вопросы четыре сына – начав их задавать задолго до пуримских событий. По сей день их вопросы актуальны и, что называется, своевременны. Возможно, потому и печатают из эпохи в эпоху новые сборники Агады-шель-Песах – чтобы художники, создавая иллюстрации, могли нарядить сына-злодея в новое современное платье. Читать дальше |
Спасибо Саре, нашей праматери7 апреля 2011 года, 08:28
<Совершенно неуместный пост, поскольку написан на тему Сары, а не Песаха, к которому ныне готовимся. – Но, извините, я не смог удержаться, найдя в своем архиве этот текст. Уж больно он мне по сердцу[1].> В разделе "Хайе-Сара" нет ни слова из биографии нашей праматери. Всего лишь одна фраза, самая первая – о том, сколько она прожила. Однако сама структура фразы говорит о том, что Сара была полной праведницей. Такой вывод делает Устная Тора. Другими словами, Сара ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка[2]. Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки. (Сильный вывод, нет?)) Читать дальше |
Добрый cглаз6 апреля 2011 года, 11:12 Однажды рава Авраама Гроджинского спросили, почему он выбрал в мужья своей дочери раби Хаима Крайзверта (будущего раввина Антверпена), а ни кого другого из своей ешивы, где учились десятки весьма одаренных и знающих юношей. И он ответил, что увидел в своем ученике замечательное качество – айн-това. (Доброе отношение к людям, умение радоваться за других, доброжелательность. Короче, человек смотрит на своего ближнего – и радуется всему, что у того есть: речам, поступкам, вещам, успеху. Рад за него по-настоящему, как мы радуемся за своих детей, друзей, родню.) Понятно, что ничего уникального в этом качестве нет, если говорить о людях Торы. Таким и должен быть каждый ученик серьезной ешивы. Но вот что заметил рав и чему удивился – тому, как молодой реб Хаим ведет себя во время урока. Читать дальше |
Полной мерой (+ важное примечание)30 марта 2011 года, 17:40 На уроке коснулись нескольких тем, связанных с качеством мера за меру. Правило известно всем: как ты поступаешь с людьми, так и небо поступает с тобой. Т.е. какую меру ты взял за эталон своего поведения в том или ином эпизоде с другими людьми, той же мерой будет и тебе отвечено, когда на небесах создадут для тебя новую ситуацию. Как ты обидел – так и тебя обидят (примерно в той же форме), как ты помог – так и тебе помогут. (При этом надо знать, что если свое действие ты определяешь сам, то ответ других людей будет для тебя сконструирован свыше.) Это все элементарные вещи. А вот что не элементарно. Читать дальше |
Пасхальный Пурим29 марта 2011 года, 08:02 (Из цикла "Рассказы времен Наполеона") Это случилось двести лет назад. Европу сотрясали крупные события. Во Франции, где в результате революции к власти пришли республиканцы, восходила звезда генерала Наполеона. Французские войска вошли, тесня австрийцев, в Северную Италию. Осаждались города, лилась кровь, свергались местные правители. Читать дальше |
Пропала книга24 марта 2011 года, 09:57 Цикл: "Законы Талмуда и наша жизнь". Тема: ответственность за чужие вещи, взятые на хранение. Об особенностях темы – чуть ниже, а пока ситуационная история, на примере которой мы посмотрим, как подходит Тора к данной проблеме. Десятилетний мальчик взял в местной (или школьной) библиотеке новую книгу. Дома, кроме мальчика, ту же книгу прочла его мама. Через две недели ребенок пошел в библиотеку, чтобы поменять ее на другую. По дороге встретил приятелей, заигрался, а когда хватился книги, то обнаружил, что она пропала. Теперь заведующая библиотекой требует от родителей ребенка вернуть стоимость книги. Обязаны ли они – согласно закону Торы – платить? Читать дальше |
Генералы взяток не берут!21 марта 2011 года, 16:07 История про раби Хаима из Бриска. Мне не пришлось рассказывать ее на своих уроках в теле-серии "Еврейское поведение". Но только потому, что пока не успел. Время придет – расскажу (б/н). В Воложинскую ешиву часто наезжали инспектора с проверками. Так было каждый год, пока ешиву не закрыли по ложному доносу. Почему ешива продержалась много лет, если целью инспекций было именно ее закрытие? Да потому что высокие чиновники каждый раз получали немалые взятки и, довольные, отбывали обратно в Санкт-Петербург. Читать дальше |
אירוסין15 марта 2011 года, 17:08 Еще одна наша дочь, Бат-Шева, - невеста. Сегодня вечером (сБп) помолвка. Жених, реб Йешаяу Шломо Элицур, – из ешивы "Маалот-Атора", Иерусалим. Ученик раби Шмуэля Ойербаха, шалита. Вчера (сБ) я получил браху для обеих невест от раби Йосефа-Шолома Элияшева, шалита...
Читать дальше
|
Пятьсот золотых9 марта 2011 года, 16:25 Давным-давно, может, двести лет назад, один торговец поехал за товаром в далекий город на ярмарку, а у него в кошельке 500 золотых. Большие деньги по тем временам. Да и по нынешним. Приехал и подумал: "Нехорошо держать деньги в кошельке, когда ты в чужих краях. Не в добрый час увидят лихие люди на постоялом дворе и заберут. Пойду-ка я, спрячу их в дупле за слободой, а то и вовсе зарою на пустыре. Пусть полежат в земле, пока дешевый товар не подвернется". Читать дальше |
Красивые тфилин8 марта 2011 года, 09:38 Эту историю передают со слов знаменитого минского раввина раби Давида Тэйвеля[1]. История такая. Умер один очень богатый еврей и оставил после себя большое наследство. Сели сыновья делить меж собой наследство – и быстро с этой задачей справились. Неразделенными остались только тфилин – очень дорогие и безумно красивые, написанные давным-давно неким святым софером. А коробочки к ним сделал один гениальный мастер – и все в синагоге смотрели на них и любовались. Читать дальше |