Проблема Яакова4 января 2010 года, 13:11 Продолжение темы "Трудные места Торы" Введение в краткий цикл эссе о нашем праотце Яакове
Мы рассмотриваем эпизоды, вызывающие у простого читателя Торы недоуменные вопросы, связанные с этичностью поведения патриархов еврейского народа. Занимаемся мы главным образом тем, что называется неправдой. "Странные" поступки обнаружены у многих персонажей Торы, и большинство связано со способностью человека говорить правду или ложь. Не все в их неблаговидных поступках, если таковые обнаруживается, выглядит, как неправда, но именно неправда расстраивает нас больше всего. Поэтому мы сегодня занимаемся исключительно теми случаями в Торе, которые неискушенным читателем могут быть интерпретированы, как проявление неискренности наших предков. И самое большое число таких "подозрительных" случаев приходится на Яакова, сына Ицхака, внука Авраама. Он и первородство купил у Эсава, родного своего брата, за тарелку чечевичного супа, и отца обманул, выдав себя за того же Эсава, чтобы получить не причитающееся ему благословение (по сути дела, украл), и у Лавана приобрел путем разного рода манипуляций со скотом большое богатство. Обманщик, одним словом. Читать дальше |
Милость истины29 декабря 2009 года, 05:43
Сначала мне хотелось назвать статью "Еврейской сказкой". Потому что сейчас на самом деле приведу одно нестандартное традиционное предание. Но потом от такого названия отказался (скоро объясню почему) и решил назвать по теме. Что за тема? Из последнего недельного раздела книги Берешит: смерть патриарха Яакова. Умирая, Яаков попросил своего сына Йосефа, правившего огромной страной, чтобы тот побеспокоился о его похоронах. Вернее, обратился Яаков к сыну с двумя просьбами. Первая: "Не хорони меня в Египте". Вторая: "Для того чтобы лег я со своими отцами, вынеси меня из Египта и похорони в их гробнице". А перед этим заклял Йосефа самым серьезным образом: "Сделай мне милость и поступи со мной по правде". Читать дальше |
Три портрета26 декабря 2009 года, 07:00 Публикация третья - улучшенная, проверенная и исправленная "Только не говорите нам, что мы – одно и то же" Луи Лево, "Павильон Флоры" Далеко не все разделяют мнение, согласно которому мир стоит не накануне, а в самом разгаре первого этапа противостояния цивилизаций. Но даже несогласным полезно знать, какие психологические архетипы скрываются за портретами участников этого противостояния – мусульманина, христианина и еврея. Читать дальше |
Как два раввина поссорились19 декабря 2009 года, 17:37 В последнее время появляется все больше статей, обзоров и книг, посвященных буддизму и адресованных европейскому читателю, а значит, в значительной степени поверхностных и адаптированных. Не входило в мои намерения сравнивать иудаизм с буддизмом, преподанным в облегченном варианте. Но жизнь заставила. На одном из уроков мы с учениками обсуждали раздел Торы, посвященный признанию Йосефа, египетского правителя, своим братьям. Книга Берешит, недельный раздел "Ваигаш", 45 глава: "И не смог Йосеф удержаться перед всеми, кто при нем присутствовал, и воскликнул: "Выведите от меня всех (египтян)"... И поднял крик с плачем... И сказал Йосеф своим братьям: "Я Йосеф! Жив ли еще мой отец?" Но его братья не смогли ему ответить, потому что смутились перед ним". Сцена, полная страстей, боли и слез. Читать дальше |
Спаси ближнего!13 декабря 2009 года, 16:59 Тем, кто постоянно учит мусар, науку об этических императивах Торы, известен совет, который дают нам еврейские мудрецы прошлого: в некоторых ситуациях лучше взять чужую вину на себя, но постараться спасти своего ближнего, т.е. другого еврея, от публичного позора. [На близкую тему см. видео-урок "Публичное оскорбление".] Согласитесь, тяжелое правило! Необычайно трудный совет. Трудный – с точки зрения его реализации. Действительно, чего ради мне брать его вину на себя, спасая от позора, если весь этот столь нежелательный ему позор свалится на мою голову?! Разве я не обязан заботиться и о своей чести, о своем добром имени? Ведь сказано же: полюби своего ближнего, как самого себя, – но не сказано: больше, чем себя… Обратимся к той Гемаре, где об этом рассказывается: трактат Санедрин 11. Читать дальше |
Сказка на Хануку9 декабря 2009 года, 05:59 Вполне художественный рассказ. Где-то даже печатался. Но его читателей я еще не встречал. Когда армия Тухачевского в гражданскую смуту готовилась к своему бесславному походу на Варшаву, многие евреи из тех же мест тоже двинулись на запад. Ночами шли, связав жалкий скарб в узлы; тайком крались по проселкам, опасаясь близко выйти к большой дороге, где запросто можно было наткнуться на красный дозор, но и не теряя тракта из виду, а ко всему прочему еще и старательно обходя стороной каждую деревню, чтобы мужики не убили и не ограбили. Так, между двумя опасностями – дорогой и мужиками, и бежали, согнувшись, за проводником, который знал, где можно пересидеть днем, а с темнотой опять подняться и идти, идти, идти. Куда идти-то? Читать дальше |
Евреи и греки6 декабря 2009 года, 02:05 К статье, приведенной ниже, следует отнестись с творческим пониманием. Из нее не стоит делать обескураживающий вывод: дескать, тому, кто учит Тору, запрещено добавочно учить и другие предметы (физику, экономику и пр.). Отнюдь, нет! Опыт общин, следовавших совету раввина Шимшона-Рафаэля Ирша (rav Samson Raphael Hirsch; 20 июня 1808, Гамбург – 31 декабря 1888, Франкфурт-на-Майне), весьма плодотворен и поучителен: можно, оказывается, совмещать глубокое изучение Торы (и соблюдение ее заповедей) с серьезным освоением обычных университетских знаний. Раввины-профессоры продемонстрировали нам, что пагубен отнюдь не их опыт совмещения науки с Торой, а путь их оппонентов, так называемых просветителей – когда Тору подменяют, к Торе добавляют, чтобы нивелировать ее влияние на человека. Когда Торе противопоставляют науку – заявляя, что наука выше и предпочтительней. Читать дальше |
Резня в Шхеме3 декабря 2009 года, 02:37 Из цикла "Трудные места в Торе" Прежде чем перейти к истории, случившейся в Шхеме, когда два сына Яакова – Шимон и Леви – уничтожили все население города (см. недельный раздел Торы "Ваишлах"), укажем на одну прямую связь между нею и целым рядом аналогичных историй, имевших место с семьей Авраама в прошлом. Мы снова ссылаемся на эпизод с Сарой, которую силой взяли в дом фараона; эпизод с той же Сарой, опять-таки вопреки своей воле попавшей в дом Авимелеха; эпизод с Ривкой, которую тот же Авимелех взял у Ицхака, попытавшегося по следам отца выдать свою жену за сестру. И вот, наконец, случай с Диной. Читать дальше |
Ханука все ближе!23 ноября 2009 года, 03:14 Следующий материал — не столько пособие для учебы, сколько просто заметка. Что называется, вдруг вам пригодится. КОГДА ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? Вопрос относится к событиям Хануки. Когда произошло еврейское восстание под руководством Макабим (Макавеев, или, если хотите, Хашмонеев)? Еще конкретнее: в каком году евреи освободили Иерусалим и приступили к очищению Храма? Короче говоря, какова дата события, известного нам как чудо с Менорой? Читать дальше |
Сила Эсава и сила Яакова21 ноября 2009 года, 09:46 Эта короткая драша «ходит» с одного семинара на другой, с лекции на лекцию, ее можно неожиданно услышать на уроке в ешиве или на переменке в хейдере из уст меламеда. И никто ни разу не привел ее источник. (Известно только, что рассказывается она на раздел Торы "Толдот".) Поэтому, если кто узнает, из какого комментария она к нам пришла, пусть сообщит мне – я буду ему очень благодарен. Читать дальше |