Месть по-еврейски14 февраля 2010 года, 15:59 Предупреждаю: очень трудный урок. 1. История про раби Меира Марима из Коврина. Было у него несколько противников из числа жителей местечка. Хулили его и поносили в открытую, не стесняясь окружающих. А он не замечал их злобы, приветливо с ними здоровался, ни разу словом худым на ругань не ответил. Спросили его ученики: – Ребе! Разве не сказано в Талмуде – "Если мудрец не мстит и не помнит обиду, как змея, то он – не мудрец"? Почему бы не дать отповедь гонителям, как полагается мудрецу?! Сказал на это раввин: Читать дальше |
История про Сабу из Слободки10 февраля 2010 года, 10:54 Один из родственников раби Натана-Цви Финкеля, известного под именем Саба из Слободки, был настолько близок к великому праведнику и мудрецу, что, когда тот сильно состарился, переехал к нему на квартиру, чтобы он не ночевал дома без присмотра. |
Одна нечеткость на уроке по поводу запрета обижать вдов и сирот8 февраля 2010 года, 16:24 Сегодня дал видео-урок "Еврейское поведение – 41" [см. сноску [1]]. Тема урока - из недельного раздела Торы "Мишпатим" – "Запрет обижать людей". Имеется в виду запрет мучить их, доставлять им малейшие неудобства, создавать людям сложности и проблемы. Причем, речь идет в том числе о минимальных неудобствах, без которых можно обойтись, а мы не подумали, сказали то или иное слово, сделали какое-то действие, доставив тем самым человеку несколько неприятных минут. Например, необдуманно упомянули имя недавно умершего человека в присутствии его сына или жены – а можно было и не упоминать. И т.д. Читать дальше |
Традиции еврейского воспитания2 февраля 2010 года, 03:34 Краткий пересказ конспекта лекции, прочитанной автором на "Конференции по воспитанию и образованию" (Джойнт, Днепропетровск, 2005), а также год спустя на Курсах для сотрудников Джойнта, участвующих в проведении "Семейных лагерей". Подзаголовок лекции: Дети Яакова из Дома Израиля Содержание: – Вступление. Семья нашего праотца Авраама – Принципы еврейского воспитания – Отказ от жесткого воспитания, или Как научиться не делать людям замечания – Поощрение и наказание. Атмосфера радости – Заключение Вступление К настоящему времени западная цивилизация накопила достаточно знаний на тему воспитания и образования. Большая часть этого огромного массива знаний приходится на традиционную культуру европейских народов, основа которой зиждется на христианской морали, много заимствовавшей, как известно, из еврейской Торы. Так что нет ничего удивительного в том, что многие принципы сегодняшней науки воспитания имеют прямые параллели с методами иудаизма в той же области. Но есть и отличия. Читать дальше |
Благословение Ицхака27 января 2010 года, 09:01 Продолжение серии «Проблема Яакова» из цикла «Трудные места Торы». Вступление в тему см. здесь. А теперь самый «криминальный» случай, связанный с подлогом и мошенничеством, который многими читателями Торы вменяется в вину нашему праотцу Яакову. Действующие лица: Яаков, Эсав, Ривка, Ицхак. Место в Торе: недельный раздел «Толдот» в книге Берешит, глава 27. Вся глава, а в ней 46 стихов. Настоящая повесть, если мерить в масштабах, принятых в Пятикнижии. Написано, что «Ицхак состарился, и притупилось его зрение». Комментаторы, на основе данных, приведенных в Торе, отмечают, что Ицхаку к этому времени исполнилось 123 года (из 180, которые он прожил). Близнецы тоже достигли зрелого возраста. Читать дальше |
Вавилонская башня – модель бунта (по Торе)24 января 2010 года, 13:29
Конспект лекции, прочитанной на молодежном симпозиуме "Джойнта" (не то 2005 год, не то 2006) Введение У кого из нас не случались в жизни неприятности на работе, в семье или "по месту учебы"? Кто-то выступал против нас, с кем-то боролись мы, или даже не столько боролись, сколько были ввязаны в чужие противостояния – если не сами лично, то через друзей, родственников. Как правило, все признают, что участие в подобного рода ситуациях неприятно. Но иногда оно необходимо. Нужно защитить попранную справедливость. Нужно выступить против негодяя. Постоять за себя, своего сослуживца, дать отпор потерявшему чувство меры мракобесу-начальнику или, наоборот, поставить на место отбившегося от рук подчиненного. У кого из нас нет подобного опыта вовлеченности в конфликты? Но что говорит на тему конфликтов Тора? Какие ее модели стоит рассмотреть, чтобы приложить к своей практике, примерить к себе, задуматься? Если выписать бунты-восстания из Пятикнижия и книг Танаха, то список получиться не коротким. Вот только несколько самых очевидных примеров: Читать дальше |
Еврейская община (2)20 января 2010 года, 23:46
Община по-еврейски в контексте ранней истории 1. Время появление первых общин Известно, что, согласно Торе, народы появились в результате разрушения Вавилонской башни. До ее строительства были просто люди. Сразу после ее разрушения возникли народы и племена, а также языки, обычаи, различные национальные характеры и пр. При этом надо отметить, что население земли не увеличилось каким-то чудесным образом. Просто в некий момент истории каждый из людей стал сопричислять себя к одной из многих этнических групп. Причем, скорее всего, переход к этносу никем не был воспринят как чудо, т.е. как явное вмешательство Всевышнего в людские дела. Все произошло безболезненно и самым органичным образом. А именно: каждый человек вместе со своей семьей уже обитал в некотором коллективе – друзей, единомышленников, родственников, компаньонов и соседей. Люди знали друг друга, представляли собой единый, замкнутый коллектив, который жил в одном месте (или кочевал одним табором), пользовался единой терминологией, обменивался генами, навыками, симпатией и взаимной защитой. Это еще не народ, но уже некоторый коллектив со своими внутренними связями между его членами. И стоит предположить, что, уйдя из Вавилона, люди сохранили такие мини-коллективы. Так вот, несколько подобных коллективов, наиболее близкие друг к другу, стали представлять собой народ. И важно отметить: люди одного народа не потеряли своих "донародных" особенностей. Каждый из коллективов, влившись в новый народ, – еще до прихода в какое-то определенное место жительство – стал общиной. Читать дальше |
Еврейская община (1)17 января 2010 года, 06:36 Конспект лекции, прочитанной мной пять лет назад перед молодежной аудиторией на семинаре "Еврейская община в современном мире". Община, по Торе, – это большая семья. Ибо просто семья – это и есть община. 1. Община в Торе. Адам и Авраам Как известно, праотцы нашего народа – Авраам, Ицхак и Яаков – не были первыми людьми на земле. Первым человеком, созданным Всевышним, был Адам (имя которого и означает – Человек). Помимо прочего, отсюда следует, что создание еврейского народа не являлось целью Всевышнего[1]. Более того, народы появились в результате человеческих действий, а не как изначальная необходимость. Адаму не было обещано ни появление народов, ни, тем более, появление еврейского народа. Даже просто появление других людей, кроме самого Адама, произошло в результате поиска первым человеком себе подобного. Читать дальше |
"Наш праотец Авраам"14 января 2010 года, 04:36 На нашем сайте завершена публикация цикла статей "Наш праотец Авраам", в написании которого я в свое время принимал самое активное участие ("с подачи" рава Моше Пантелята, которого надо назвать главным собирателем и составителем материала). Статьи представляют собой попытку дать описание основополагающих принципов иудаизма, предложенных Авраамом, зачинателем нашего народа. Примеры, иллюстрирующие работу этих принципов, взяты из нынешней жизни современных русскоговорящих евреев, которые сопричастны европейской культуре. Вот полный список статей цикла: Читать дальше |
Покупка первородства11 января 2010 года, 15:33 Продолжение серии "Проблема Яакова" из цикла "Трудные места Торы". Вступление в тему см. здесь.
Действующие лица: Яаков и Эсав, родные братья-близнецы, сыновья Ицхака и Ривки. Место действия: шатер Ицхака, их отца, где-то в районе Хеврона. Место в Торе: почти самое начало недельного раздела "Толдот" книги Берешит, стихи с 29 по 34 главы 25. Пять стихов, десять строчек! Время действия: день смерти Авраама, их дедушки. – Откуда мы это взяли? Мидраш рассказывает. Но если вам почему-то хочется оставаться в рамках Письменной Торы, то можете этим сведением пренебречь. Правда, тогда нужно будет объяснить несколько странных намеков, явно проступающих в тексте. Например, Яаков говорит Эсаву: "Продай мне сегодня свое первородство". Что это за "сегодня" такое? Чем сегодня отличается от вчера или завтра? На что намек? Читать дальше |