Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сегодня со мной странное произошло. Но сначала история, которую только что услышал от своего друга и соседа, раби Давида Шулевица.
Пришел однажды к знаменитому талмудисту, воспитателю и праведнику, раби Исэру Залману Мельцеру, его ученик, студент ешивы. Пришел и поведал свои соображения по поводу отрывка Торы. Беседа шла у них наедине.
Рав все внимательно выслушал, задал пару вопросов, потом задумался и вынес резолюцию:
- Эхрах?! (В смысле: какая необходимость в таком объяснении? И без него все понятно. Что тут нового и на какой вопрос ты отвечаешь столь необычным толкованием?)
Молодой человек принял этот не самый лестный отзыв и, нисколько на учителя не обидевшись, пошел себе думать дальше.
Назавтра все собрались на урок к раву. И что вы думаете? Тот начал слово в слово повторять то, что вчера ему рассказал ученик.
Ученик сидел среди слушателей. После урока он подошел к раввину и, улыбаясь, спросил:
- Эхрах?
Как вы думаете, что ответил раби Мельцер? Как объяснил свое поведение?
Он сказал:
- Ну, по крайней мере, у меня была тема для урока.
И оба рассмеялись
* *
К чему я это рассказываю? А к тому, что вчера я дал урок на странице ТВ сайта Толдот, начисто перепутав недельные разделы Торы. Ага, вам смешно, а я, придя домой, чуть не заплакал.
Как это получилось? Да очень просто. У меня все лежит на полочках по порядку и в алфавитной последовательности. Т.е., я йеки (человек-педант). А это страшнее самых неуправляемых "балаганистов". Потому что "балаганист", если что ищет в своем беспорядке, то все равно находит то, что ему надо. А йеки никогда ничего не ищет – он просто настолько уверен в том, что у него все в порядке, что просто берет вещь в руки – и ему в голову не придет, что вещь ему подвернулась совсем не та.((
На этой неделе мой урок должен был идти, как всегда, в понедельник вечером. Но именно на этой неделе вечер понедельника совпал с Девятым ава. Урок был пропущен. Вернее, перенесен на вечер среды.
Ха, это у вас он был пропущен и перенесен. А на моей полке, где лежат все материалы к очередному уроку – и лежат они в строжайшей последовательности – урок был действительно пропущен – и я взял в свои руки следующую папку! Вместо "Ваэтханан" – "Экев". Ужас!
Пришел домой расстроенный. Не катастрофа, конечно.
Появился рав Шулевиц[1]. Выслушал мою грустную историю. Спросил: "а сейчас что будешь делать?" Говорю: "да вот, статью надо в блог сочинить". Он говорит: "ну вот и напиши про свой прокол, чем не тема?" – "Это как?" – не понял я его. Тут он мне и рассказал эпизод, который приписывают раби Мельцару. Он только что был рассказан выше.
Так что на следующей неделе – восполнение пропущенного, окей?
* *
Сегодня я говорил на тему "Скрытая цдака". О том, что надо помогать людям, но не следует спешить хвалиться перед всеми о том, что вот, какой я праведник, помогаю людям, исполняю заповедь цдаки.
Лучше мицву цдаки исполнять анонимно. Лекцию сопроводил, как всегда, рядом историй из жизни наших мудрецов, поговорил о теории, привел свои соображения. Единственное, чего не успел, а я всегда что-то не успеваю на своих уроках – сказать более общее правило.
Речь идет о заповедях "между человеком и людьми".
Так вот: у того, кто исполняет заповедь анонимно, больше заслуги, чем у того, кто делает ее открыто. Что касается запретов в данной области, то – у того, кто нарушает запрет анонимно, больше наказания за нарушение, чем у того, кто нарушает его открыто. (Об этом см., например, в Мишлей 28:13.)
Полная, по-моему, симметрия, нет?
Запрещено обижать людей. Обижающий открыто – нарушитель. Обижающий потихоньку, исподтишка, из-за спины и скрытно – нарушитель вдвойне.
К примеру, нельзя грабить. (Грабеж – это действие открытое, когда человек-злодей никого не боится.) Но еще позорнее брать чужое имущество, скрываясь, – это называется воровством.
Любая анонимность в нарушении запрета делать плохо людям – усугубляет вину, ибо затрудняет исправление, тшуву.
* *
Не буду долго распространяться на эту тему. Тут почти все и так понятно.
Но вот что интересно. Мы сейчас с вами где находимся? Правильно, в Интернете.
Чем интересен Интернет, кроме того, что в нем можно обнаружить любые знания и набраться всего, что бытует между людьми, – и хорошего и не очень? Интересен Интернет тем, в частности, что в нем можно все на свете обсуждать. Причем не требуется выступать под своим именем. Любое свое выступление можно оформить вполне анонимно.
Это и хорошо, и плохо. Хорошо – потому что человек не обязан каждому представлять свои анкетные данные. Он высказывает свое мнение, а мнения, как известно, безличны, хотя каждое принадлежит какому-то конкретному лицу или группе лиц.
Когда я хочу поделиться с людьми своими соображениями – меня интересует критика оппонентами именно моих соображений, а не меня как такового.
Все регулируется корректностью ведения беседы, обсуждения или даже спора.
Но тут и обнаруживается плохая сторона такого анонимного метода ведения диалогов. Любой может запросто нарушить установленные правила приличия и этикета. Ему за это ничего не будет. Его никто не знает. Ну, в крайнем случае, "забанят", отключат, выведут из списка. Судебных разборок, скорее всего, не предвидится (хотя в природе всякое случается).
Регулируют модус правильного поведения на форумах и сайтах, как правило, модераторы. Это такие "сотники", которые следят за порядком в анонимной среде.
У нас, на сайте Толдот, слава Б., никаких нарушений не наблюдается, словесных преступников мы не видим, все происходит в рамках цивилизованной беседы культурных людей. Сама Тора нас к этому обязывает!
Но вот о чем хотелось бы мне сказать. Смотрите, авторы блогов пишут в открытую. Каждый может посмотреть их биографии. Известны фамилия блогера, имя, ряд биографических фактов.
Чего не скажешь о тех, кто вступает с авторами в дискуссию.
В принципе, люди не виноваты. Таковы тут правила поведения – никто не требует от посетителей сайта их анкетных данных. Да и захоти они себя обозначить – вряд ли получится: нет тут таких возможностей.
Однако!
Анонимность подводит некоторых. Чем? Тем, что провоцирует на безответственность.
Что я имею в виду? А вот вам пример. Допустим, автор написал статью. Приходят люди и говорят: ах, раби Г.П., как актуально вы осветили эту тему! Ах, рав К., какой глубокий анализ вы дали такому-то явлению еврейской жизни! Ах, рав Не-Важно-Кто, что за умная у вас получилась статья!
А потом начинается обсуждение. Люди пишут свои реплики, вступают в споры с автором, друг с другом. И все это, как правило, на серьезном уровне, интересно и по делу.
Но иногда – извините – ни в какие ворота! Причем не совсем понятно, что движет человеком, когда он под статьей, которую сам только что похвалил и обозвал глубокой, оставляет свою пустую реплику, без которой вполне можно было обойтись. (Так и хочется воскликнуть: эхрах? Какая необходимость в том, что ты только что написал?)
Не сочтите с моей стороны за недовольство или жалобу. Просто я иногда недоумеваю. Неужели анонимность комментария способствует тому, что человек теряет контроль над собой?
Ведь авторская статья тут, на сайте, останется надолго. И вместе с ней – почти на ту же "вечность" – останутся все комментарии, которые к той статье приписаны снизу.
Представьте себе, через 30 лет кто-то раскопает наши старые записи, прочтет их – статьи вместе с комментариями – и скажет: о, статьи глубокие – а это что под ними?!
Как будто пришел некто и написал прямо на статье – "здесь был Митяй". Не под статьей, а прямо на ней – ведь они идут навсегда рядом!
Одним словом, вот для чего я все это здесь пишу. Может, пройтись по всем статьям и стереть под ними напрочь все, что оказалось ненужным? Умные комментарии оставить, а пустые убрать? Как вы думаете?
Наш сайт – еврейский, а значит, является частью нашей общей истории. Так может, стоит помочь людям не войти в историю еврейского народа под видом "рисователей" того, что зовется граффити, пустых, необязательных каракулей? Ведь граффити бывают на домах, а бывают на сайтах. Нам оно нужно?
Вопрос ко всем евреям доброй воли: стирать ненужное или оставить?
Короче говоря, давайте жить хоть и анонимно, но со смыслом и красиво.))
ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ
Отныне и впредь в моем блоге вводится супер-жесткое модерирование.
1. Писать в комментах можно что угодно, но не обижая никого. Ибо Тора запрещает. Разъясняю: нельзя написать ни слова, которое может быть расценено как обижающее честь и достоинство - автора блога, других авторов секции "Блоги", посетителей сайта, его администрации, членов любой еврейской организации, любого еврея мира - из живущих и умерших - и даже неевреев.
2. Не будут приветствоваться любые комментарии, если они не касаются темы ветки. Но можно оставлять благодарность (а также пожелания здоровья и успехов) автору, друг другу и всем прочим евреям, которых вы знаете или только собираетесь узнать.
3. На ура будут приниматься все деловые замечания в адрес автора сего блога, но высказанные в манере культурных людей. Языковые, исторические и фактологические погрешности, допущенные автором, можно и нужно править. Заранее спасибо.
4. Простыни, длиной более 10 строк, будут стираться. Исключение касается только тех комментариев, что написаны друзьями и знакомыми автора. (По-моему, честно, нет?) Также изымаются из обращения все тексты, написанные латинскими буквами. (А может, не изымаются, я еще не решил окончательно.)
5. Дискуссии, обсуждения и прочий Айд-парк отменяются. Особенно не приветствуются попытки переубедить автора, доказав его неправоту.
6. Еще что-нибудь придумаю позже. Сейчас я занят. У нас в субботу - шалом-зохр, внук родился. Всем спокойной ночи и гут-шабес.
* * *
Впрочем! Все это давно известно - и в жизни, и в Сети. Психологи сформулировали тривиальное, но крайне полезное правило:
[1] О нем я немного написал в своей заметке "Про рава Хаима, хасида из Цанз". Там речь шла про цанзских хасидов, но сам рав Шулевиц – из семьи хасидов, принадлежавших движению александровских цадиков.
Теги: Мусар