Грузите бочками!31 мая 2011 года, 09:44 Иногда человека надо не разгрузить, сняв с его плеч непосильную ношу (проблем, невзгод и просто усталости), а наоборот – нагрузить по полной (проблемами, новой задачей, серьезной ответственностью). И он будет вам век благодарен. Читать дальше |
Еще раз про Звулуна с Иссахаром26 мая 2011 года, 09:00 Общая мысль всего поста (вывод и результат): Звулун помогал Иссахару не потому, что они были братья, а наоборот: они были братья именно потому, что он ему помогал. Но о Звулуне с Иссахаром чуть позже. А сначала эпизод про одного перепуганного миллионера. Читать дальше |
33-й Омер21 мая 2011 года, 16:40 Праздничный йорцайт раби Шимона бен Йохай — Когда надо говорить спасибо, а когда следует воздержаться — Про богача Накдимона бен Гурьон — Про нас с вами. Праздничная годовщина смерти раби Шимона бен Йохай. Собственно, устраивать праздник в день своей смерти он попросил сам. Надо радоваться, если человек к последнему часу своей жизни завершает все то великое, для чего родился. Как следует из текстов, тайны Торы он удостоился раскрыть, когда пребывал в пещере, где скрывался от римских властей. А конфликт с ними у него вышел из-за доноса, согласно которому он-де скептически отозвался обо всем, что полезного сделали европейцы в Стране к тому времени: мощеные дороги, мосты и общественные бани (см. «Шабат» 33). И раз такую оценку их деятельности дал великий праведник, то, следовательно, таким является и мнение Творца (см. «Авода-Зара» 2). Осталось только выяснить — что это за оценка. Читать дальше |
Непедагогический прием17 мая 2011 года, 17:22 Герой рассказа – знаменитый талмудист, мудрец и праведник – раби Меир-Симха из Двинска (автор труда "Ор-Самэах"). Вот какую сцену с его участием увидел его ученик, рав Йосеф Саравский. Увидел и записал. Пришел он однажды к раввину – и что обнаружил? Рав танцует в компании трех людей – мальчика лет пяти и его родителей. Рав держит за руки ребенка и папу, а те держат за руки маму. И так ходят по кругу в кабинете рава, причем сам рав, человек давно не молодой, громко и радостно распевает какой-то нигун (традиционную мелодию). Ребенок и папа ему подпевают. Все, судя по лицам, счастливы, а больше всех доволен мальчик. Читать дальше |
Четыре анекдота (плюс три из комментов)14 мая 2011 года, 15:01 Нашел в своем архиве. Год примерно назад участвовал в доморощенном семинаре под названием "О природе смеха в иудаизме". Там, прямо посреди своего доклада, я привел ряд анекдотов, кои в свое время были любезно предоставлены мне моими друзьями со всего света – и уже опубликованы где надо. Так вот, почему не опубликовать их здесь? Читать дальше |
Семейство Берлиных8 мая 2011 года, 15:57 Ко мне обратились люди из России. Написали, что раз я пишу иногда про Анецива (так звали раби Нафтали Цви Берлина), то вот они как раз и есть его прямые потомки. Я спросил: прямо от раби Хаима (сына Нецива)? Они ответили: прямо от него. У меня есть соседи из этой династии. Сразу несколько раввинских семей, но все они происходят от остальных детей великого талмудиста, а не от раби Хаима. Буквально на днях разговаривал на эту тему с моим близким знакомым по синагоге – раби Яаковом Берлиным. Он ко всему прочему – внук раби Элияшева и (автоматически) правнук раби Арье Левина. Сказал, что с удовольствием поможет новоявленным родственникам определить свое место на генеалогическом дереве. Читать дальше |
Не расстраивай!6 мая 2011 года, 06:19 Рассказывают про авреха (ученика колеля, ешивы для женатых студентов), который получил предложение занять пост учителя в одном из учебных заведений Бней-Брака. Отказаться было трудно – да и не за чем. Тем более что обещали хорошие деньги. Пришел он советоваться к раву Шаху. Тот изучил вопрос и сказал, что не советует занимать это место. - Почему? Разве я не гожусь? Читать дальше |
Кнопка лифта3 мая 2011 года, 07:26 Требование Торы любить наших ближних, как самих себя, касается не только любви к человеку, но и нашего отношения к его имуществу. Если я, охраняя свое имущество, тем самым проявляю любовь к самому себе, то, любя своего ближнего, я обязан с таким же пылом-рвением-усердием стоять и на охране его имущества. Читать дальше |
Самое трудное правило Торы26 апреля 2011 года, 13:43 В пригороде Гедеры, в красивом местечке под названием Кфар-Элияу, только что прошел многодневный семинар. Шел все дни Песаха. Люди думали, что они отдыхают, приехали сюда с семьями, наслаждались прелестями полноценного безделья (плюс шикарная еда, я сам свидетель и дегустатор), а на самом деле они учились. Ибо ежедневно происходили интересные уроки, на которых я, правда, не был (кроме своих), но, судя по списку лекторов и учителей, они обязаны были быть интересными.)) Читать дальше |
Не в смерти свобода13 апреля 2011 года, 15:34 Прежде чем открыть пасхальную Агаду, раввин посмотрел на присутствующих и торжественно произнес: "Сейчас мы в очередной раз выполним великую заповедь, рассказав об Исходе, когда наши отцы вышли из рабства на свободу". Так, по свидетельству очевидцев, чуть больше восемьдесяти лет назад начал Седер выдающийся авторитет еврейского мира, раби Эльханан Бунем Вассерман. "Каждый обязан смотреть на себя, как будто он сам вышел из Египта", – читал рав, и люди, сидевшие вокруг стола, – студенты ешивы, преподаватели, гости, – ощущали, как в эту секунду их учитель прощается с рабством. И вместе с ним вся ешива выходила на свободу. Про рава Вассермана известно, что однажды он выехал по делам в Америку, но когда в Европе сгустились предвоенные тучи, он, бросив все дела, поспешил обратно к своим ученикам в Литву. Свою смерть раввин нашел в Девятом форте, старой крепости под Ковно, превращенной немецкими и литовскими извергами в место массового уничтожения евреев. Погиб вместе со всей своей ешивой (да отомстит Всевышний за их святую кровь!), но до последнего мига ощущал себя в высшей степени свободным человеком, – как и велит Агада всякому еврею. Читать дальше |