Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Сегодня предлагаю тяжелый урок. Тяжелый в смысле логики и выводов.
Сначала познакомлю вас с темой и удивительным выводом, который последует в конце. Вы спросите – зачем я опережаю события? Да затем, чтобы любой читатель мог сразу определить, стоит ли ему вообще читать эту статью.
Сначала тема урока. Вот она: принято считать, что евреи за свои плохие дела были изгнаны со Святой земли, после чего за ними "ушел" Всевышний, Который обещал не оставлять Свой народ.
А вот финал нашего урока, его вывод: оказывается, порядок был несколько иным: евреи своими плохими делами "изгнали" Всевышнего из Эрец Исраэль, после чего Тот "взял" их с Собой.
Приступаю к раскрытию темы. Есть в Торы совершенно бесподобный отрывок (книга Бемидбар 35: 33,34): "И не оскверняйте (ולא תחניפו) Страну, на которой вы (поселились)… И не оскверняй (ולא תטמא) Страну, в которой вы живете и где обитаю Я, потому что Я, Всевышний, обитаю среди сыновей Израиля".
Вопрос: почему несколько раз повторяется одно и то же: "живете", "обитаю", "обитаете", "в Стране", "в вашей среде"? Кто в ком обитает?
Согласитесь, что стих требует комментария. И комментарий, который сейчас вам будет предложен, способен поразить буквально любого. По крайней мере, меня он в свое время поразил до крайности. Читайте внимательно.
Причем читать начнем с Талмуда (трактат "Псахим"): "Там, где принято зажигать свечи накануне Йом-Кипура, зажигают их. Там, где не принято, – не зажигают".
Вы не находите, что тут нет информации? Как хотите, так и поступайте со свечами накануне Йом-Кипура. Зачем тогда об этом говорить? Какое тут дано правило?
Ответ дает сам Талмуд: "Тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что зажигать не надо, – оба правы! Сказал рав Йеошуа: есть стих в Торе: "Твой народ – все праведники, навечно унаследуют Страну". Его прокомментировал мудрец Рава: тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что не надо зажигать, – оба правы!"
Мы только что прочли короткий отрывок из Талмуда. Согласитесь, почему-то из приведенного стиха Торы совсем не видно, что оба спорщика правы. И это неслучайно.
Спор двух высокоученых евреев относительно закона Торы направлен не на то, чтобы один опроверг другого, а на то, чтобы обнаружить истину. Ведь здесь, в нашей цитате, даже не приводятся аргументы ни одной из сторон. Кому не известно, что без аргументов спора не бывает? Вывод: каждый раз, когда евреи спорят ради истины, – они являют собой святой народ. Такое толкование стиха дает великий Рава.
Но должно же быть хоть какое-то ограничение в спорах!
Скажите мне: когда спорщики называются праведниками? – Лишь тогда, когда происходит нечто, похожее на пример из Талмуда: люди спорят по поводу свечей в Йом-Кипур; обе группы приводят аргументы, но никто не подозревает противников в том, что те (ндБ) нарушают Йом-Кипур. Наоборот, каждая из сторон уважает другую и верит, что та соблюдает Тору в том же объеме и так же искренне, как она сама.
Но, к сожалению, иногда случаются в среде евреев споры другого толка, когда каждая из сторон заявляет: мы говорим одно, а те другое, следовательно: они Тору не соблюдают! А поэтому их надо заставить соблюдать ее так, как делаем мы, по нашим правилам. Спорщики указанного типа не просто далеки от праведности, они – злодеи. Те самые, что, живя в Стране, оскверняют ее, делают нечистой.
Об этом написал выдающийся ученый Нового времени, раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (1817-1893), сокращенно Анецив. Его слова напечатаны в сборнике ответов на вопросы, которые посылались ему из разных стран. Один из вопросов касался спора между двумя общинами. Мудрец написал:
Такие спорщики вносят зло, убивают душу и губят честь еврейского народа. Огонь их спора поднимает облако, застилающее глаза, которые теперь не могут различить правды. Это огонь уничтожения, или, другими словами, плохое начало в человеке. Именно оно уничтожило Первый и Второй храмы в Иерусалиме. И следует заметить, что врожденное стремление к злу не уговаривает человека совершить открытое нарушение или пойти на поводу у сердца, одержимого эгоистическими страстями, нет, оно толкает к заповеди Торы, в соблюдении которой оно, плохое начало, увидело скрытое зло.
[От себя замечу, перебив цитату из Анецива: само по себе соблюдение заповеди является добром. Но и заповедь можно применить к злу. Например (ндБ), заехать своим тфилин другу в лоб. Удачный пример? (Я не уверен.) Или как у нас в статье: уничтожить противника "ради торжества Торы", или просто ради идеи.]
Так произошло, – продолжает Анецив, – во времена Храма, когда расплодились в Израиле убийцы. Причем одни убивали в силу открытого злодейства, другие – в рамках "борьбы за Тору". (Сейчас говорят: по идеологическим причинам.)
А теперь внимание. Ударная часть статьи!
Об этом сказано в стихе Торы, приведенном в самом начале. Дважды сказано "не оскверняйте Страны".
Первый раз – о первом сорте преступлений: не убивайте друг друга. Здесь употреблен глагол "осквернять" – в том смысле, что не делайте ее мерзкой.
Второй раз – об "идеологических" убийствах. Тут употреблен другой ивритский глагол – с тем же переводом "осквернять", но значение которого – делать ритуально нечистым.
Получается, что убийства "ради Торы" делают Страну нечистой. Но сказали мудрецы: Творец не "обитает" там, где нечисто. Значит, убийства такого сорта "изгоняют" Всевышнего из среды евреев.
С другой стороны, сказано: "Я, Всевышний, обитаю в среде евреев". Следовательно, когда евреи "изгоняют" Всевышнего из Страны, Он "забирает" с Собой евреев в изгнание.
Об этом и сказано: не оскверняйте Страну злодейскими убийствами и не оскверняйте Страну идеологическими убийствами, ибо "Я в ней обитаю". Иначе Мне придется ее покинуть. И вы пойдете за Мной – "потому что Я обитаю в среде сыновей Израиля".
Кстати, здесь лежит одно из объяснений удивительного еврейского феномена – почему в иудаизме нет сектантства. Секты и ереси бывают только там, где за истину не жалко чужого живота.
Тяжелый урок? Ну, так я и обещал. Не спорьте ради спора, не обижайте других ради полемики, не делайте из диспута ранящее оружие. И тогда Всевышний не покинет еврейскую Страну, прихватив (ндБ) с Собой нас, ее жителей.