Легко о Песахе22 марта 2010 года, 04:22
Итак, приступаю копировать из очень далекого прошлого. Есть два способа написания статьи про Песах (это я уже начал свою заметку). Первый способ – заполнить текст до отказа строгими законами о Седере и маце, – чтобы приобщить. Хотя заранее известно, что никого не приобщишь, потому что читатели завянут после первой строчки. Второй способ – никого не приобщать, но о Седере и маце все равно рассказать, по возможности – легко и изящно. Ибо даже в легкой статье можно под занавес дать какой-нибудь закон, как бы ненароком, чтобы не завяли. Остается выяснить: что легкого и изящного в поедании мацы? Читать дальше |
Недельный раздел "Цав" плюс пара слов за Песах20 марта 2010 года, 18:31 §1. Одна из тем раздела – уважительное отношение к людям. Впрочем, если читать текст Торы обычным образом (пусть даже очень внимательно), вроде бы на эту тему не найдешь ни слова. Но Тора, кроме прямого текста, предлагает людям и множество самых разнообразных намеков, неявных указаний и прямых "подсказок". Читать дальше |
"Не спасает, но защищает"15 марта 2010 года, 19:15
Написано в Хумаше (Берешит 18), что, узнав об уничтожении Сдома и соседних с ним городов, подступил Авраам (в молитве к Творцу) и сказал: Неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, найдутся пятьдесят праведников внутри города. Неужели погубишь, не спасешь это место?.. Недостойно Тебя делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем, чтобы праведник оказался (перед Твоим судом) как злодей… Удивительный отрывок. Читать дальше |
К кому и когда обращается Создатель9 марта 2010 года, 11:44 Тем, кто любит логически мыслить Пособие для обсуждения 1) Беременная Ривка, понимая, что с ней происходит что-то не совсем обычное, обратилась за разъяснением к Всевышнему. Читаем (Берешит 25): "Боролись сыновья в ее животе. Сказала она: если так, то зачем я? И пошла спросить у Всевышнего. Сказал ей Всевышний: два народа в твоем животе…" Читать дальше |
Цдака спасает6 марта 2010 года, 16:09 На нашем сайте (сБ) появился видео-файл с уроком из серии "Еврейское поведение", на этот раз 44-ый выпуск, название "Цдака – как спасение". По техническим причинам в этот урок не вошел рассказ, который мне представляется крайне любопытным. И поскольку у меня давно нет материалов в своем блоге, то вот сейчас – напишу и вывешу. Читать дальше |
"Одежда" Всевышнего. Недельный раздел Ки-Тиса2 марта 2010 года, 09:37 Так много в последнее время ведется светских разговоров на чисто теологические темы! И – есть ли кабала? И – существуют ли в Торе особые скрытые сообщения или все это выдумки праздных недоучек? И каковы свойства Машиаха, который вскоре спустится к нам из космоса, чтобы помочь, спасти и обезопасить? Читать дальше |
Евреи города Шушан27 февраля 2010 года, 18:31 В свитке Танаха, Мегилат Эстер, читаем, что Аман "задумал истребить народ Мордехая, всех евреев во всем царстве Ахашвероша". Добился у царя разрешения на издание страшного указа, для чего пообещал внести в царскую казну десять тысяч талантов серебра. Составил текст указа, подписал его именем царя и скрепил монаршей печатью. А затем разослал гонцов по всей державе. Читать дальше |
Между двумя пирами24 февраля 2010 года, 15:56 О празднике Пурим Чудо - как финал психологической драмы
Известно, что в "Свитке Эстер" ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Это единственная книга, вошедшая в свод Танаха, в которой нет прямого указания на Творца мира. Тем не менее, в ней рассказывается о чуде, совершенном Всевышним по отношению к еврейскому народу. Творца явным образом нет, а чудо описано подробно. Причем чудо именно того характера, когда не остается сомнений в "авторстве" Небес; в нем нет ничего случайного. Тогда почему не сказать прямо – "вот что сделал Всевышний народу, который принял Его Тору"? Читать дальше |
У входа в зал Ицхака20 февраля 2010 года, 16:40 Рассказ-быль – про то, как я снимал кино. Во-первых, это смешно (надеюсь, что смешно). Во-вторых, мне действительно довелось некогда вести телевизионную ежемесячную программу по российскому каналу "Культура"[1], называлась "Шалом", так что пришлось много поездить по еврейским местам Израиля, России и Европы. И вот что с нашей группой произошло в Хевроне, на могиле наших праотцев. Читать дальше |
Испытание еврейской общины в рассеянии17 февраля 2010 года, 11:52
Продолжаем нашу серию теоретических статей из цикла "Еврейская община". Сегодня – третья тема: еврейская община в галуте. Главный ракурс: внутренние ресурсы общины, способность к выживанию Сколько раз мы спускались в Египет? Первым походом евреев в Египет можно назвать путешествие, предпринятое нашим праотцем Авраамом, когда его, только что пришедшего в Святую землю по приказу Всевышнего ("Иди в Страну, которую Я тебе покажу"), встретил жуткий голод[1]. Мидраш сообщает, что ни до этого, ни после этого (если не считать голод, охвативший Страну в дни Йосефа) таких бедствий в Эрец Кенаан не было. Но так было задумано Всевышним – чтобы Авраам спустился в Египет. Иначе, когда братья придут за отцом и скажут, что Йосеф жив, более того – он правит Египтом и теперь приглашает всю семью прийти к нему и переждать голодные годы, Яаков скажет: не верю, что Йосеф жив, и ни в какой Египет не спущусь. Предоставят ему доказательства того, что на египетском троне действительно сидит фараонов заместитель, он же старший сын твоей, отец, любимой жены Рахели. И все равно Яаков будет стоять на своем: из Израиля уходить нельзя (таков, кстати, закон!), и никуда я не пойду. Читать дальше |