Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
С положением, о котором сейчас расскажу, знакомы многие (я проверял). Но не всегда знакомы внятно. Вроде, правило и правило. А на самом деле, оно далеко не тривиально. Я бы сказал, одно из самых основополагающих. Неудивительно, что много веков его от нас скрывали, замалчивали. И только совсем недавно (в масштабе еврейской истории) нам его раскрыли. Сделал это рабейну Бахья в книге "Ховот-Алевовот" (шаар Ахния, глава Смирение, параграф 7).
Правило такое: если некто сказал лашон-ара – его заслуги передают тому, о ком он сказал лашон-ара, а вместо этого на него переводят грехи того же человека.
Согласитесь, трудно сыскать наказание более жесткое, чем это.
Впрочем, давайте посмотрим, как об этом пишет сам автор. Читаем:
В будущем всем людям предстоит встать перед Судом. Там многие вдруг увидят, что им присудили заслугу за заповеди, которых они не делали. Спросят: почему? Ответят им: были такие, что говорили о вас лашон-ара, поэтому их заслуги взяли у них и отдали вам. То же самое со злодеями. Вдруг они увидят, что им приписаны нарушения, которых они не совершили. Спросят: почему? Ответят им: вы говорили о других лашон-ара, поэтому их нарушения взяты у них и приписаны вам.
Вот и вся цитата. А теперь хидуш-бомба!
В книге "Ноам-Элимэлех" (на Ки-тиса) – ее составил раби Элимэлех из Лижанска – приведен необычный комментарий на известные слова: "Кто богат? Тот, кто доволен своей долей".
И мы все знаем, что тут имеется в виду. А вот, согласно раби Элимэлеху, говорится-то не о богаче, собирателе материальных ценностей, а о том, кто при жизни ни разу не сказал лашон-ара, – и поэтому все его заслуги остались при нем. Это и называется "быть довольным своей долей". Т.е. он не потерял ни одной своей заслуги из-за своего лашон-ара.
Есть еще ряд таких же толкований – все, поверьте, необычны и удивительны. Они приведены на видео-уроке "Злой язык", который только что вывешен на Толдот. Вот, одна история с того урока:
Про раби Цви-Давида из Кракова, главу раввинского суда. Однажды, после какого-то судебного решения, на которое обиделась одна из сторон, стали о нем распускать по городу сплетни. Особенно старалась еврейская чернь (амей-аарец), которые проводили дни в корчмах, кофейнях и прочих злачных заведениях. Там они пили пиво и вино и потешались над судьей-раввином.
В субботу раввин давал драшу в синагоге. Сказал так. Написано в Теилим (69:13): "Злословят обо мне сидящие у ворот (т.е. праздные люди, бездельники), распевают песни (обо мне) пьющие шэхор (сорт кенаанского лагера)".
О чем тут жалуется царь Давид? – спросил рав Цви-Давид. – О том, что о нем злословит простонародье. Но разве ему было бы легче и приятней, если б о нем злословили мудрецы и знатные люди?
Нет, дело в другом. Он как бы сказал следующее: вот, они говорят обо мне лашон-ара, – а я ничего от этого не получу взамен, потому что нет у них никаких заслуг. Т.е. если человек страдает от злого языка – у него есть хоть какая-то выгода, – а в моем случае нет ничего! Об этом жалоба.
Так сказал-пожаловался раби Цви-Давид из Кракова. (Понятно, что тут все сказано в шутливой форме.)
** **
А теперь мои вопросы. Отвечать необязательно. Но подумать, может быть, стоит.
Иногда, плавно скользя по своей биографии-онлайн, мы встречаем не самых достойных людей. Прямо скажем, почти злодеев. Так вот, насколько разумно с нашей стороны сказать о них хотя бы несколько осуждающих слов своим друзьям-знакомым, жене-родственникам, коллегам-раввинам? Мол, взгляните, как низко пал человек, насколько неприятны его дела, кошмар и ужас! – Это первый вопрос.
Второй. Вам еще не пришла в голову оригинальная мысль (она многим приходит в голову), согласно которой надо постараться сделать так, чтобы о нас говорили лашон-ара праведники? Как эту идею реализовать? Насколько, по-вашему, удачным окажется результат?
Третий пул. Рувен сказал Шимону, что Леви постоянно говорит лашон-ара. Это лашон-ара?
Четвертый. Рувен сказал в лицо Шимону, что тот прямо сейчас произнес лашон-ара и он, Рувен такие речи слышать не намерен. Что это? Оскорбление или просто констатация факта? Лашон-ара или правильный выговор? Раскол в народе или проявление исключительной любви и заботы?
** **
И последнее. Как мы знаем, есть три способа очиститься от наказания за грехи, т.е. снять с себя вину за нарушение запретов. (1) Не совершать проступков. Это трудно и далеко не всегда. (2) Уметь исправиться (сделать тшуву). Это тоже не у всех и не каждый день. (3) Страдания. Это как раз легко, но ужасно трудно и больно. (Об этих трех см. здесь. Текст длинен и художественен. Или здесь. Текст укорочен, но предельно образен.)
Теперь получается, что есть четвертый способ нивелировать свои грехи? Дождаться, когда о тебе скажут лашон-ара – и гуляй чистым и праведным – та́к, что ли? Что-то подозрительно легко и без усилий. Т.е. усилия есть и порой немалые: надо вести себя так, чтобы о тебе стали злословить и судачить. Но, согласитесь, если шутки в сторону – что-то тут нечисто.
Короче, я не на все эти вопросы знаю ответы. Так что.