Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Написано в Хумаше (Берешит 18), что, узнав об уничтожении Сдома и соседних с ним городов, подступил Авраам (в молитве к Творцу) и сказал: Неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, найдутся пятьдесят праведников внутри города. Неужели погубишь, не спасешь это место?.. Недостойно Тебя делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем, чтобы праведник оказался (перед Твоим судом) как злодей…
Удивительный отрывок. Авраам просит: если в городах Сдомской федерации живут полсотни праведников – не уничтожай это место! Всевышний соглашается. Но Авраам продолжает: то же самое, если там будет только 45 праведников. А затем по ниспадающей: 40, 30, 20. И так доходит до десяти: если там обнаружатся только 10 достойных людей – не уничтожай всего места. После чего, ангелы уходят переворачивать Сдом и заливать его горящей серой (не нашлось там даже десяти праведников!). А Авраам возвращается к своему шатру, стоящему в горах над равниной Сдома (тогда внизу еще не было Мертвого моря, до создания моря оставалось несколько часов).
В Высшей степени любопытный эпизод. Тут можно задать великое множество вопросов. Зачем об уничтожении городов Всевышний решил сообщить Аврааму? Может, чтобы толкнуть Авраама на какое-то действие? Тогда на какое? На молитву? Но был же уничтожен в свое время в водах Потопа целый мир – и обошлось без молитв: все равно никто, почти никто, не спасся. Тут в Сдоме, кстати, тоже никто не спасется (из коренных жителей). Зачем тогда понадобилась молитва?
И вообще, зачем надо спасать праведников по молитве Авраама? Если они настоящие праведники, то они и так спасутся. Ибо справедливость лежит в основе мироустройства, разве не так?
Зачем Авраам выбрал такую странную форму молитвы – постепенно уменьшая минимальное число праведников, необходимых для спасения города? Будто торговался. А если б сразу попросил о десяти? (Раши пишет, что число 50 относится к пяти городам, а число 10 – к одному. Так это же одно и то же!)
И еще. Разве Всевышний не знал заранее, что молитва-торг закончится безрезультатно? Это Аврааму было неизвестно, сколько в том месте скрывается праведников. Получается, что Творец мира как бы играл в прятки со Своим любимцем. Зачем?
Вопросов много. Но мы зададим самый очевидный. Мимо него пройти уж точно нельзя. (И возможно, из него что-то прояснится по поводу остальных проблем.)
Наиболее четко он поставлен гаоном раби Хаимом Коэном Рапопортом (18 век, Львов).
Читаем внимательно первую просьбу Авраама. Она имеет трехчастную структуру. Сначала, в первом стихе отрывка, наш праотец просит не уничтожать праведников вместе со злодеями. Если злодеи заслуживают смерти – то спаси хотя бы праведников, не убивай их вместе с соседями, творящими зло.
Во втором стихе "планка повышается": возможно, в городах отыщутся полсотни праведников, поэтому надо бы спасти все это место, все пять городов.
В третьем стихе он снова возвращается к своей первой просьбе: не уничтожай праведников вместе со злодеями. Т.е. заступник снимает свою просьбу спасти все место и опять ходатайствует только за достойных людей: "Не к лицу Тебе делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем".
Почему после первой просьбы, не дождавшись ответа, Авраам "поднимает" уровень молитвы? Почему после второй просьбы, опять-таки не дождавшись ответа, он снова возвращается к первоначальному прошению?
Раши, обратив внимание на эту странность (про "снижение уровня" второй просьбы, когда Авраам молится снова только о праведниках), пишет: "И даже если Ты (Всевышний) скажешь: праведники не могут спасти злодеев (т.е. если Ты откажешься пожалеть города из-за этих пятидесяти), – то зачем убивать праведников? (Спаси хотя бы их.)"
Тем не менее, объяснение Раши наши трудности не снимает: почему после первой просьбы идет вторая и, главное, почему Авраам не дождался отрицательного ответа Всевышнего, поспешив вернуться к первоначальной просьбе? Знал заранее, какой ответ услышит? А если знал заранее, зачем вообще просил? (Кстати, Всевышний согласился именно со второй просьбой – сказал, что из-за пятидесяти не убьет никого.)
Рав Рапопорт предлагает такое решение (как он пишет: "согласно тому, что услышал из комментариев"[1]).
Написано в Гемаре (см. трактат Таанит 21-б) о том, что однажды в городе Сура разразилась страшная эпидемия. Во всех кварталах бушевал мор, но квартал, где жил великий Рав, не пострадал. Люди решили, что всё это – в силу высоких заслуг мудреца и праведника. Но во сне (т.е. через пророчество) им открылось, что такое чудо слишком мелко для величия Рава. Произошло же оно в силу заслуг совсем другого человека, жившего в том же квартале. Человека, который помогал хоронить мертвых.
Не прослыл он ни мудрецом, ни носителем каких-либо особых положительных качеств, заметных всем. А был он бедняком, у которого в доме даже заступа не нашлось. Каждое утро занимал он у соседей мотыгу-заступ, переходил дорогу и хоронил мертвых ближнего района. По причине этой заслуги и был пощажен его квартал, где вместе с другими обитал великий Рав. Но не из-за праведности самого Рава[2].
Раби Хаим Рапопорт продолжает: "И понял я из некоторых комментариев, что, если бы та эпидемия проникла в район Рава, то сам бы Рав не пострадал. В силу своих больших заслуг. Но наш бедняк, уровень которого был не столь выдающимся, безусловно умер бы со всеми остальными"[3]. Вот для того, чтобы его спасти, и надо было оградить от заразы весь район!
Таково общее правило: спастись от бедствия, которое еще не пришло, а только приближается, намного легче, чем спастись от бедствия, которое уже наступило. Об этом сказано в Талмуде (трактат Сука 21) про выполнение заповеди: "защитить – защищает, но спасти – не спасает".
Другими словами, избежать беды, не встретиться с ней – чудо более простое, нежели от нее спастись, когда она уже пришла.
Теперь можно понять, что просил Авраам. Все три части его просьбы – это одна молитва, одно прошение.
Начинает он так: "Неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, найдутся пятьдесят праведников внутри города". Причем, скорее всего, сдомские праведники не обладают такой высокой заслугой, как Рав. Хорошо, если их уровень приближается к уровню бедняка, который помогал хоронить мертвых (что само по себе – важная заповедь).
А раз так, то вот и продолжение просьбы, вернее, ее раскрытие: спасти их невозможно – уровень мал. Ну, так пожалей весь город! "Неужели уничтожишь, не спасешь это место ради праведников, которые в нем?" Т.е., если не оградишь от беды весь район, то и праведники погибнут. А потому (и это финал всей молитвы, третий стих): "Недостойно Тебя делать подобное – убивать праведника вместе со злодеем". Следовательно, чтобы не погибли праведники, Ты должен спасти города, в которых они живут.
Теперь мы видим, что Всевышний не мог не предупредить Авраама о наступающей катастрофе. Авраам, знакомивший людей с ролью Творца, должен был внести в мир новое качество, новое свойство, которого до сих пор не было, вернее, оно до сих пор не "работало".
Это правило внес в Творение Сам Творец – но только по просьбе Авраама, так было задумано.
Правило очень простое. Есть два уровня заслуг. Первый, самый высокий, спасает человека от любой беды, от любой катастрофы. Это – для очень праведных людей.
Второй уровень не спасает от беды. Это для обычных людей. Но и они достойны спасения, – правда, для этого надо оградить от беды весь их район, все их окружение.
Поможешь ли Ты им, Творец? И Творец ответил: да, помогу…
[Специальное замечание, навеянное беседой с равом Гедальей Закгеймом (Москва).
Маарша пишет, что, согласно тексту Гемары, приведенному на предыдущей странице того же листа, если чудо происходит в силу заслуг праведника, то оно совершается как бы за счет награды, которая ему готовится в грядущем мире. Жителям Суры было сказано, что чудо совершилось не из-за Рава, а в результате заслуг другого человека. Т.е. награда Рава, уготованная ему в грядущем мире, не пострадала.
Так пишет Маарша. Возникает вопрос: получается, что все произошло за счет умаления будущей награды человека, который хоронил мертвых? Как-то, согласитесь, не очень справедливо[5].
Но мы-то знаем, что мир устроен справедливо!
Надо снять противоречие[6].]
[1] Слово "услышал" не случайно. Означает: согласно тому, как я понял комментарии.
[2] Некоторые пишут, что квартал мог бы выжить (тем более!) из-за заслуг Рава. Но людям было дано знать, что даже заслуг одного из них – не самого выдающегося – вполне хватило для общего спасения. Так считают составители комментария к трактату Таанит в издании "Артскрол-Масора" (версия на иврите).
[3] Как видите, это мнение противоречит приведенному в предыдущей сноске.
[4] На остальные вопросы можете ответить сами, используя только что полученные знания… Кстати, есть еще один способ спасти праведника не очень высокого уровня (не уровня Рава): надо вывести его из района бедствия. Так выжил Ноах с семьей (вместе их было восемь): ему пришлось запереться в ковчеге. Так выжил Лот (до пещер добрались только трое – он и две дочери).
[5] Таким образом мы можем потерять людей, которые в трагическую минуту согласились бы исполнить заповедь, жертвуя собой.
[6] Подсказка. Попытайтесь использовать понятие капара, искупление.
Теги: Недельный раздел