Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"Одежда" Всевышнего. Недельный раздел Ки-Тиса

Отложить Отложено

Так много в последнее время ведется светских разговоров на чисто теологические темы! И – есть ли кабала? И – существуют ли в Торе особые скрытые сообщения или все это выдумки праздных недоучек? И каковы свойства Машиаха, который вскоре спустится к нам из космоса, чтобы помочь, спасти и обезопасить?

В самых серьезных изданиях вдруг читаешь о том, что физики все больше склоняются к выводу, что если не всю вселенную, то Большой Взрыв в отдельно взятом вселенском Пузыре уж точно создал некий иррациональный, божественного происхождения Разум.

Про ветвящиеся, жутко параллельные вселенные вообще не говорю – просто какое-то поветрие.

Причем люди уже интересуется не заурядной, привычной, а поэтому отчаянно примитивной мистикой. Нет, им подай прорыв в искусстве и науке. Ко мне даже на семинарах обращаются ученики с такими, например, вопросами: где в Торе написано про Нострадамуса? А где у Нострадамуса про Тору?

Уж я и статьи на эту тему писал (про хиромантии разные и прочий астрологический бред), но народ не сдается. Мистика, замешанная на иудаизме, притягивает – и отвлекает от будней, в которых ярких пятен за неделю раз-два и обчелся…

А теперь новую моду завели на обсуждениях. Говорят: да вот же, написано открытым текстом, что у Всевышнего есть пальцы! Об этом заявили египетские колдуны, когда присмотрелись внимательней к десяти казням, обрушившимся на страну фараона (Шмот 8:15): "Это палец Бога!" (В некоторых переводах пишут – "рука Всевышнего", по-русски одного пальца мало.)

Дескать, Создатель сердится и наказывает – чисто человеческие свойства. Он проходит перед пророком Моше, показывая тому Свою спину (см. там же 33:20-23).

Эти аргументы и множество им подобных мне приводят, как контраргументы в ответ на утверждение, что с точки зрения иудаизма, у Творца нет никаких человеческих свойств, Он абсолютно не измененяем, не подвержен перепадам настроения, ни в чем не испытывает недостатка и не имеет для Своего существования никакой причины, кроме Самого Себя.

А что делать со всеми случаями подобных антропологических намеков Торы (про пальцы Всевышнего, его гнев, нетерпение и пр.)? Отвечаю: а то и делать, что учиться! Другого не дано. Взять каждый смущающий вас случай – и изучить его, выяснив, что по этому поводу думают еврейские мудрецы.

Вот, к примеру, какое любопытное место обнаружено в Торе, ближе к концу книги Шмот (недельный раздел "Ки Тиса"). В нем фигурируют не "пальцы" Всевышнего, а Его "одежда", но методика толкования, поверьте, та же самая.

Написано про диалог Творца с пророком Моше на горе Синай, когда последнему было сообщено, что, в то время когда он получает тут Тору, народ внизу "развратился", т.е. согрешил с тельцом (там же 31:9 и дальше): "И сказал Всевышний (пророку) Моше: Вижу этот народ, народ жестоковыйный. А теперь оставь Меня, и возгорится Мой гнев на них, и истреблю их, а тебя сделаю великим народом. Но Моше стал умолять Всевышнего: Зачем Тебе уничтожать Свой народ?"

Видно, что слова "а теперь оставь Меня" (на иврите веата аниах ли) относятся к попыткам Моше успокоить гнев Творца. Очень крепкое выражение; так говорят, когда хотят освободиться от кого-то: прекрати, оставь меня в покое, отпусти.

Интересно, что именно таким образом трактуют сцену мудрецы Талмуда. Читаем в трактате Брахот (32): "Сказал рав Абау: Если бы сама Тора не написала этих слов, нельзя было бы их произнести. Но Моше именно схватил Всевышнего – как человек, который хватает другого за одежду. И сказал Ему: Владыка мира! Не отпущу Тебя, пока не простишь их и не помилуешь".

Повторяем, с точки зрения мудрецов – никаким видимым, вещественным образом Всевышний не обладает. Нельзя Его схватить – тем более, за одежду, в которую Ему нет необходимости облачаться. Всё это не что иное, как метафора и живописное использование языка. О чем и предупредил рав Абау: эти слова нельзя было бы даже произнести, если б сама Тора их не использовала: "А теперь оставь Меня".

И все же комментаторы склонны считать, что нет в словах еврейской мудрости ничего случайного и необязательного. Даже художественный образ должен нести в себе некую смысловую нагрузку, не лишенную прямого понимания. Другими словами, Тора – даже в комментариях древних учителей – никогда не говорит "для красного словца", в ней нет игры слов, лишенной глубины. Каждое ее замечание что-то значит.

С другой стороны, в нашем отрывке из Талмуда, явно присутствует избыточность образа. Ну ладно, если б было сказано: "Моше схватил Всевышнего, как человек, который хватает другого". Так нет, добавлено про одежду: "как человек, который хватает другого за одежду". Откуда, скажите, пожалуйста, у Всевышнего одежда?

А вот откуда.

Давайте подумает, какую функцию играет одежда. Кроме того что она греет и скрывает те части тела, которые не хочется (а по Торе – нельзя) показывать окружающим, у нее есть еще одна чисто социальная функция – она знак. Т.е. она что-то показывает. Нет нейтральной одежды. Даже спецформа рабочего в этом смысле ничем не отличается от одеяния военного человека; и то, и другое – знак, примета, которую надо трактовать, объяснять – и относиться к тому, кто эту примету носит, соответствующим образом, так, как он того хочет. На работу мы одеваемся по одному шаблону, не нарушая принятых канонов, на вечерний прием – совсем по-другому. Так было всегда – в древности и теперь. Радость надевает на нас светлые, часто цветные одежды. Траур не склонен к щегольству – тут уместны темные тона ("и препоясался вретищем"). И т.д.

Итак, одежда играет знаковую роль. Но на что может указывать "одежда" Всевышнего? Оказывается, она демонстрирует нам свойства Творца, которые Тот проявляет в наш адрес. Среди этих свойств – милосердие и строгий суд, способность прощать и то, что мы называем гневом Всевышнего.

Творец неизменен в Своих качествах. Но мы, выполняя Его волю или идя ей наперекор, получаем от Него то, что заслуживаем на данный момент. Когда совершаем плохие дела – Он гневается. Когда исправляем свои поступки – Он милостиво прощает. Поэтому – используя понятия человеческого языка – можно сказать, что Он постоянно облачен в те или иные одежды, в те или иные Свои качества.

Написано в видении пророка (Даниэль 7:9): "И (увидел я) сидящего старца в одеянии белом, как снег". Это в час расположения Творца к Своим созданиям – белое одеяние.

А у другого пророка читаем про Всевышнего, сказавшего (Йешаяу 63:3): "Все Свои одежды Я запачкал кровью (грешников)". Это в час беды – багряная одежда, цвет кровавой трагедии.

Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос: за какую одежду схватился Моше?

Не было более низкого падения у евреев, чем в эпизоде сотворения золотого тельца. Облачился тогда Творец в одежду мести и уничтожения: "Истреблю их, а тебя сделаю великим народом".

Вот в этот момент и стал Моше молиться – умоляя сменить гнев на милость, форму сурового судьи на платье милосердия. Потому и сказано: "Схватил Моше Всевышнего – как человек, который хватает за одежду своего ближнего".

В Торе этот момент описан словами Всевышнего к Моше: "Оставь Меня в покое!" На что Моше ответил: "Не оставлю Тебя, пока не простишь их и не помилуешь"...

В заключение добавлю, что, если мы будем так учиться – и только так, – то не будут у нас возникать недоуменные вопросы, типа: откуда у Создателя пальцы, почему в Пятикнижии нет ничего про мировой экономический кризис; что будет, если читать Тору вверх ногами, и пр.

Не верьте фальсификаторам. В Торе нет ничего запредельного, непонятного и полного скрытой мистики. Учитесь!

Теги: Параша