Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Триллер, в котором гроб с телом известного раввина переезжает с места на место.
Ничего так начало? Это был анонс. Дело в том, что сегодня кое-какие авторы нашего сайта получили рекомендации на тему, как вести свои блоги. А я, будучи покладистым учеником, всегда выполняю пункты любой спущенной сверху инструкции. И еще ни разу мне это не помогло не показалось трудным. Поэтому, согласно рекомендации, я вывел в анонс статьи слова-транспарант, которые должны способствовать привлечению широкой публики на наш сайт. Привлекайтесь, пжлста.
** **
А теперь серьезно. Сегодня я дал урок в прямом эфире в рамках цикла "Еврейское поведение". Назывался урок "Облегчить жизнь другим", в смысле – не стоит другим отравлять существование, а наоборот, надо помогать людям.
Первой иллюстративной историей был эпизод из жизни, вернее, из смерти известного талмудиста и праведника, раби Мордехая Банета, главного раввина Никльсбурга (ניקאלשבורג, это в нижней Моравии, на бывших австрийских землях, где издавна селились евреи; ныне Mikulov, в ста километрах от Вены).
Так получилось, что он умер, находясь на отдыхе в курортном городе Карлсбад. И его тело перевезли в соседний город Лихтейнштадт, причем никто так и не мог объяснить, почему это случилось. Ведь все прекрасно знали, что хоронят главного раввина Никльсбурга, а это далеко к востоку от Карлсбада, а не близко к западу, где лежит Лихтейнштадт. Очень странная история.
Так или иначе, как только тело раввина привезли в Лихтейнштадт, евреи тамошней общины заявили, что ничего случайного в мире не бывает – и видимо, за какие-то заслуги они удостоились, чтобы останки праведника были похоронены именно на их кладбище.
Понятно, что еврейское население Никльсбурга тут же запротестовало. Во-первых, так обычно не поступают, т.е. раввинов хоронят там, где они руководили общиной. Во-вторых, в родном Никльсбурге уважаемая и старинная семья Банетов владеет фамильным склепом, или что там бывает по аналогии со склепами – ну, скажем, своим почетным рядом могил в особом месте кладбища. Да и вообще, это чей раввин – их или не их?!
С другой стороны, без весомых причин останки евреев не перезахоранивают, ибо с телами умерших положено обращаться осторожно и уважительно. Так принято в еврейском мире.
В конце концов, обратились с запросом к главному раввину той эпохи – к Хатам-Соферу.
Хатам-Софер запрос получил – и не ответил. Вернее, долгое время не отвечал. Шли месяцы, его снова и снова спрашивали – а он молчал, будто не знает, что делать, на чью сторону в споре о захоронении знаменитого праведника встать.
Могила тем временем пребывала в Лихтейнштадте.
И вот через полгода Хатам-Софер, наконец, объявил решение, обязывающее жителей города Лихтейнштадт перенести останки рава в город Никльсбург, что незамедлительно и было сделано.
Лишь через много лет сын Хатам-Софера, раби Шимон Софер, рассказал, что его отец принял это решение с самого начала. Т.е. как только он получил запрос, ответ ему был известен – надо перенести останки на кладбище Никольсбурга. Но что-то помешало. Что?
Оказывается, в первую же ночь после поступления запроса увидел Хатам-Софер во сне образ покойного рава Банета. (Извините, из песни слов не выкинешь. Так написано в книгах про Хатам-Софера: увидел он его "дух".) И тот рассказал спящему раввину, что небесами ему, Банету, поставлено в вину одно судебное решение, которое он принял давно, еще в свою бытность даяном, судьей раввинского суда.
Оказывается, много лет назад в суд Никльсбурга обратились из Лихтейнштадта за разрешением "разбить" один шидух.
(Шидух – договоренность двух сторон о будущей свадьбе. Разбить шидух, т.е. отменить договоренность после того, как жених и невеста дали на свадьбу свое согласие, а их родители обговорили все условия, – считается очень тяжелым деянием. Для этого нужно иметь весьма серьезные причины. Да и то, инициатор такого "разбития", как правило, платит другой стороне немалый штраф.)
И так получилось, что, взвесив обстоятельства дела, рав Мордехай Банет тот шидух разрешил "разбить". Но невеста так переживала, что от горя умерла через полгода после суда. И ее похоронили на кладбище родного города – в Лихтейнштадте.
Так вот! Теперь на небе решили, что муки и страдания ей достались из-за рава Банета, и поэтому пусть его тело пролежит в могиле рядом с могилой той невесты.
Услышав об этом, Хатам-Софер тут же послал в город Лихтейнштадт посыльных, чтобы проверили, кто лежит по соседству с могилой рава. Ему ответили – что рядом похоронена та самая девушка и на ее могильном камне написано: умерла с горя в юном возрасте
После этого Хатам-Софер решил ждать ровно полгода, пока не выйдет весь срок – поскольку таково постановление небес! После чего распорядился перенести останки рава Банета в Никльсбург, что и было незамедлительно сделано.
** **
Обратите внимание, рав Банет принял верное судебное решение, опираясь на еврейские законы. Но, тем не менее, поскольку формально он стал причиной страданий невесты – ему было присуждено полгода после смерти провести вдали от могил отчего дома.
И уж тем более, нам надо избегать случаев, когда мы осознанно (ндБ) расстраиваем другого человека. Тогда не поможет никакое оправдание: мол, он сам напросился, вынудил нас, или обстоятельства заставили, или мы так поступили по незнанию, что для него это закончится настолько болезненно. И даже наши благие намерения нам не помогут – мол, мы старались ему во благо.
Во! Именно о благих намерениях у меня есть одна изящная история, но уже поздно, и я иду спать. Расскажу как-нибудь в другой раз (б/н), при случае.
Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел