Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Анонс урока. Плюс два слова про Авраама. Плюс про рава-хиппи. И про город Прешбург

Отложить Отложено

В понедельник (сБп) мой урок в прямом эфире из цикла «Еврейское поведение». Название и тема: «Все мы — учителя Торы».

Однажды мы уже говорили на эту тему («Приближать далеких»), так что она изучена, вроде бы, вдоль и поперек. Но вот, объявились в ней новые аспекты и горизонты — по крайней мере, для меня. О чем и спешу поделиться со знатоками и специалистами кирува, уж если все мы с вами — учителя Торы, согласны?

** **

А теперь пара слов о нынешнем сезоне чтения Торы (недельные разделы про Авраама-Авину). Тем более, что я только что вернулся с семинара, где тема Авраама (т.е. рассказ о том, чего нового наш праотец принес в мир) звучала полнозвучно.

Ныне — пунктирный пересказ.

Вопрос такой: почему евреи — народ именно Авраама, а не Шема и Эвера? Чем эти двое отличались от Авраама, чего им не хватало?

Начну с цитаты из своей недавней статьи (не делая на нее ссылки, ибо народу, как отмечено, лень ходить по ссылкам). Вот цитата:

Согласно комментаторам Хумаша (Пятикнижия), царь Нимрод приказал казнить Авраама после того, как тот выиграл все диспуты у идолопоклонников. Почему казнил не раньше? Второй вопрос: сказано, что Шем и Эвер боролись с идолами — но народ своих идолов от этих двух праведников прятал. Почему от Авраама не прятал?

Ответ очевиден (один ответ на оба вопроса). Ничем Авраам не отличался от Шема, Эвера и их учеников. Ничем абсолютно. Кроме одной важной детали: он учил людей хеседу. А Шем и Эвер не учили (иначе мы были бы не народом Авраама, а народом Шема и Эвера). Во всем остальном между ними — полное совпадение.

Более того, в их ешиве учился внук Авраама, Яаков. А мы народ Яакова, бейт-Исраэль. А значит, тоже могли бы сидеть в той же ешиве. Т.е., там учили тому же, что и в наших — еврейских — ешивах. Тому, да не совсем тому. Т.е. кое-что — и очень важное — Авраам в этот мир ешив внес. Это кое-что и называется хесед.

Теперь понятно про диспуты у Нимрода. Шем и Эвер, встань они на место Авраама, тоже победили бы всех оппонентов — но царь бы их не убил. Он вообще был с Шемом и Эвером отлично знаком — и не убивал их. Потому что они, хоть и выступали против идолов, казались ему безвредными. Ибо народ за ними не шел. Почему? Потому что они не несли людям хеседа. А Авраам нес. И люди шли за Авраамом, привлекаемые именно хеседом. И начинали верить ему — в том числе и по поводу идолов (выкидывая их и сжигая). Вот это для царя было уже опасно.

Другими словами: Шем и Эвер критиковали идолопоклонство, но пользы в их критике не было никакой. Поэтому Нимрод не боялся диспутов с ними. Ведь для него, правителя страны, где все держалось на страхе народа перед идолами, ничего опасного в тех диспутах не было.

Всё для идолопоклонников очень хорошо и нерушимо стоит — пока не придет хесед.

И как только он приходит — народ начинает тянуться к тому, кто его принес, кто ему обучает. Лишь тогда в уши народа входит и все остальное — и про недопустимость идолов, и про кашрут, и про молитвы, и про семейную чистоту со всеми законами. Все абсолютно. А до этого — ничего абсолютно.

Конец цитаты.

** **

Итак, что нам дало появление Авраама? Ответ: все, практически все.

До него мир был нимродовым. После него мир стал авраамовым.

И всего-то он — наш праотец — принес людям малую толику, мизер, нечто зыбкое и вовсе неочевидное, то, о чем впору спросить: нам оно нужно?

Нет, ответим, не нужно. Более того, в тягость придется. Без этой толики легче и проще. Так что можете смело отказываться. Если, конечно, хотите жить в нимродовом мире, он же неандертальский, паханский и пр. и пр.

** **

Итак, речь идет о любви и хеседе. От Адама до Авраама любви в мире было ровно в той мере, которая нужна для выращивания моркови в огороде и детей в доме. После Авраама ничего, кроме любви, нет! Вернее, много чего есть в нашем мире, но весь он стоит со всем своим наполнением — на любви к людям. А еще точнее, на хеседе, ибо любовь и хесед — не всегда одно и то же. Хесед шире и полнее того, что мы называем любовью. Ибо любить человека можно и не помогая ему, а например, сочувствуя, что тоже не мало. Но хесед — это и есть помощь, участие, бескорыстная поддержка.

Резюме. В любом нашем действии, любом слове, повороте головы, в любой мысли, которая посещает наши выдающиеся мозги и сердца, — во всем этом человеческого ровно столько, на сколько мы любим людей и готовы им помочь.

Пример. Сказал отец сыну, чтобы тот сходил за хлебом — вот отец и явил себя человеком, если говорил эти слова не приказным тоном, а с любовью и участием.

Посмотрела жена на мужа, который только что вошел в комнату — вот настолько она и человек, если в ее взгляде впрямую прочиталась любовь и желание поддержать. (То же самое, кстати, и со стороны мужа.)

Да что там жена, отец, сын — возьмем шире. Пропустили вы другого человека в дверях, чтобы он вышел спокойно, не толкаясь с вами за право первоочередного выхода, — вот вы и оправдали статус своей человечности.

А если мы делаем что-то с равнодушием — вот и не живем мы в эти минуты. А уж тем более, если делаем что-то, защищаясь, т.е. ведя борьбу, войну, спор, отражая натиск, сами нападаем, ибо обстоятельства вынудили, ибо с нами не считаются, ибо пора поставить выскочек на место, показать свой родительский-учительский-командирский авторитет, если мы переделываем и исправляем все вокруг себя, а то без нас тут ничего бы не стояло, критикуем людей наотмашь, — так это вообще дорога вспять, назад к Нимроду, самому крутому из всех царей.

Вот и все, что можно сказать про Нимрода и Авраама, который вышел из нимродова мира.

** **

Примерно, все это я проговорил на одном из уроков семинара, с которого только что вернулся. А после урока подошла ко мне одна слушательница и участливо меня похвалила: да вы, ребе, настоящий хиппи.

Они, мол, тоже любовь везде пропагандировали. Джон Леннон, розы в дулах автоматов и прочие нежности, расцветшие на благодатной почве молодежной культуры недавнего прошлого.

А я просто подскочил: это кто хиппи? это я хиппи?!

Чеслово, меньше всего ожидал, что в призыве Авраама можно усмотреть выкройку любви по лекалам хиппи. Любовь хиппи и любовь Торы — что в сфере человеколюбия может быть более непохожим друг на друга?

А вот теперь посидел и подумал. В чем наиболее ярко проявляется различие между хиппи-любовью и аврамовым хеседом? Есть несколько знаковых отличий. Одно из них вопиет — ибо оно невозможно в культуре европейской молодежи, но органично именно миру Торы.

Смотрите. Для молодежи мульти-Европы, если эта молодежь хипповата, добра и толерантна, скорее подойдет «непротивление злу насилием». В то время как у нас — «от злодея удались». И это тоже вид хеседа. По отношению к кому? Да по отношению к тому же злодею.

Есть две заповеди: (1) не обижай людей и (2) от злодея удались. Отсюда следует: не обижай даже злодея! Но тогда как от него удалиться? — ведь это его обидит. Тора сказала: удались — что и будет проявлением любви к нему.

** **

Это было темой моего урока ровно год назад. Недельный раздел Лех-Леха. Заповедь: удались от плохого товарища (мехавер ра) и не живи среди плохих людей (аншей рэша).

Книга Берешит (13:14): «И сказал Всевышний Аврааму, после того как Лот с ним расстался».

Пишет Раши: все время, пока недостойный Лот был рядом с Авраамом, Всевышний не разговаривал с ним.

Откуда мы знаем, что Лот был недостойным человеком? Из того, что он решил поселиться в долине города Сдом, о котором Тора написала, что его жители были злодеями.

И действительно, написано в разделе Ноах (10:11) про страну Шинар, где правил злодей Нимрод: «Из этой страны вышел Ашур». Раши замечает: когда Ашур увидел, что его сыновья слушают речи Нимрода, призывавшего построить башню, ушел из того места. Это и означает: от злодея удались

Кстати, говорится, что Авраам и Лот расстались, удалились друг от друга по обоюдному согласию. Это лучший способ расставания с плохим человеком. Ибо, если ты один инициатор расставания — он к тебе еще придет. Но сделай так, чтобы злодей сам удалился от тебя!

Именно это правило учим у Авраама.

** **

Особенно надо избегать общения с теми, кто хочет оторвать еврея от Торы. Об этом сказал Хатам-Сойфер в городе Прешбург (ныне Братислава, столица Словакии), где особенно были сильны маскилим, люди т.н. просвещения, которые призывали молодых евреев покинуть ешивы.

Они делали вид, что незнакомы с опытом рава Ирша и его учеников, которые учили, что можно быть соблюдающим евреем, учить Талмуд и Хумаш и в то же время быть профессором в обычном университете. Нет, просветители из Прешбурга пугали евреев, что путь Торы плох и его надо окончательно оставить (ндБ).

На это Хатам-Софер в своей известной лекции сказал:

«Известно, что существует такой вопрос: почему есть злодей и хорошо ему? Почему существует праведник-цадик и плохо ему?

Ответ: так поступает Всевышний, чтобы злодей получил всю причитающуюся ему награду за немногочисленные хорошие дела в этом мире и лишился мира грядущего. И чтобы праведник понес в этом мире наказание за все немногочисленные свои проступки и наследовал мир грядущий.

Но не так Он поступает с теми злодеями, которые учат плохому многих людей. Им Он не дает награды в этом мире даже за то хорошее, что они здесь сделали. Он их убивает странной смертью — как убил Кораха, который повис в пространстве».

Эти слова, услышанные многими людьми, быстро разошлись по городу. И вот, стали люди замечать, что самые рьяные активисты из тех просветителей начали умирать один за другим странными смертями. За год почти все погибли: один утонул в мелкой реке, другой сгорел в неожиданно запылавшей телеге, третий обварился кипятком, четвертый просто пропал, вышел из дому по делам — и исчез.

Остался один, самый активный. Он сообразил, что оставаться в Прешбурге опасно, и переехал через Дунай, в Вену. Там освоился и весьма преуспел. А через несколько лет написал Хатаму-Соферу письмо, в котором извинялся за прошлые дела.

Что сделал Хатам-Сойфер? Он специально сделал запрос в Вену своим коллегам, чтобы выяснили, чем тот занят. Оказалось, что бывший прешбургский активист продолжает свою просветительскую деятельность: ходит по ешивам и уговаривает молодых евреев оставить Тору. (Сейчас бы сказали: ходит по сайтам в интернете и объясняет евреям, как плохи харедим, ортодоксальные евреи Израиля и Америки.)

Хатам-Софер узнал об этом и сказал: ну, значит, и этот той же участи не избежит.

Через два месяца тот умер прямо в ресторане, отравившись какой-то едой, чего обычно не бывает. Все-таки нормальные люди, отравившись, приходят домой, мучаются хотя бы несколько дней — а этот прямо за столом хлоп лицом в тарелку с устрицами, и нет человека (не о нас будь сказано).

Читайте обзор по теме Родительский авторитет.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел