Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Грузите бочками!

Отложить Отложено

Иногда человека надо не разгрузить, сняв с его плеч непосильную ношу (проблем, невзгод и просто усталости), а наоборот – нагрузить по полной (проблемами, новой задачей, серьезной ответственностью). И он будет вам век благодарен.

На эту тему – две истории. Первая – о том, как Рамо еще при жизни был вызван на Небесный суд. Там самое важное – кем он был вызван. Если вы знакомы с эпохой Рамо и его биографией, ни за что бы не догадаетесь. Вторая история – о том, как раввин помогал умирать маленькому мальчику. Сегодня сплошной инфернет.((

** **

В городе Кракове в одно время с великим Рамо жил еврей, которого все звали Янкев-пьяница. Он действительно выпивал – причем по крупному. А работал городским водовозом. Причем делал так: деньги за недельную работу он получал рано утром в пятницу, тут же шел в кабак и там пропивал все без остатка. Трезвел к вечеру, к самому началу субботы, проводил ее как мог – в молитве со всеми, а потом отсыпаясь в своей каморке, – и снова впрягался, как ломовая лошадь, в работу на всю неделю.

Однажды шел он в свой кабак рано по утру. И вдруг обращается к нему одна женщина, многодетная вдова, собирающая милостыню: "Вот ты идешь пропивать свои деньги, а мне с детьми их как раз не хватает".

Услышал он это, поразмышлял немного – и протянул ей всю свою получку. Решил, что один раз в жизни обойдется без пьянства.

Потом он умер, срок настал. И пришел во сне к Рамо.

Говорят, будто Рамо не увлекался ни кабалой, ни мистикой. И даже больше того: в сновидения он тоже не верил. А тут вдруг к нему во сне приходит недавно умерший водовоз.

И обратился к нему во сне Янкев-пьяница с целой речью. Сказал, что после смерти он был принят на небе и оправдан. А в заслугу за то, что некогда помог бедной женщине, его назначили посланцем Суда.

И вот он исполняет свое задание.

Какое? – Очень простое. Он послан к Рамо, чтобы сообщить, что после смерти его ожидает Небесный суд. – По какой тяжбе? – Очень простой. Дело в том, что Рамо, собирая деньги на общину и ешиву, всегда обращался только к богачам. И никогда не просил бедных людей тоже участвовать в этой великой заповеди.

"Вот, ко мне, простому водовозу, ты, раввин, ни разу не обратился. А ведь я тоже мог бы дать на общину несколько грошей. Как дал той бедной вдове".

Сказал все это мудрецу и исчез. Рамо пересказал свой сон ученикам. И с тех пор стал обращаться с просьбой помочь ешиве и к простым людям - которых раньше обходил, жалея их и полагая, что у них у самих не хватает средств на скудное житье. Да вот оказалось, что заповедь помощи касается и их тоже. Она их спасает на Небесном суде. Как спасла местного водовоза по имени Янкев-пьяница.

** **

Вторая история произошла с известным учителем-талмудистом раби Исраэлем Зеевом Густманом, когда тот раввинствовал в Штатах[1]. Ее пересказал очевидец, ученик рава, реб Моше Липкин.

Пришли однажды к раву в американскую ешиву приезжие люди из Израиля, семья – муж, жена и ребенок, мальчик 12 лет. Он заболел, и его привезли лечиться. Болезнь диагностировали тяжелую, он был бледен, с трудом ходил, нужна была консультация специалистов, хорошая клиника. Со всем этим им помог рав Густман. Теперь они, уезжая в тот город, где эта клиника находится, зашли попрощаться.

У рава шел урок, он его прервал, тепло поговорил с родителями, подошел к мальчику и стал вполголоса с ним беседовать. Все видели, как раввин нагнулся к нему и что-то несколько раз переспросил. Мальчик ответил, на что раввин, выдержав в раздумье большую паузу, громко сказал: ну хорошо, давай так и сделаем.

Взял стендер, поставил его перед классом, полным учеников, усадил мальчика в первом ряду. Спросил, какой трактат тот изучал в Израиле. Мальчик тихо ответил: Бава-Кама. – Какой отрывок? Мальчик снова ответил.

Рав взял книгу, положил ее на стендер – и начал урок с указанного листа, постоянно обращаясь исключительно к мальчику. Все остальные только присутствовали.

Урок шел для ребенка. Рав пояснял тему, задавал ему вопросы, мальчик отвечал – и чем дальше, тем активней. Вот, он уже сам стал спрашивать – по поводу Раши, Тосафот. Оба увлеклись, разгорячились, час пролетел незаметно.

Это был серьезный урок, не детский.

Когда родители с мальчиком ушли, попрощавшись с присутствующими, ученики спросили рава – что все это означает? Мол, зачем надо было давать ребенку взрослый урок, да еще потратив целый час? Что за нужда?

Рав ответил: мальчик очень болен. Я надеюсь, очень надеюсь, что выздоровеет, и буду об этом постоянно молиться. Но он сам не очень в этом уверен. И сказал мне, что, возможно, весьма скоро предстанет перед Судьями Небесной ешивы. И они его спросят, какой Талмуд он учил на земле, и устроят ему экзамен. И поскольку он не очень уверен в том, что выучил в последнее время, он переживает, выдержит ли тот экзамен.

Вот и попросил меня дать ему последний урок – чтобы знать, что им там рассказать. И я согласился.

(עלון ''איש לרעהו'', נשא תשנ''ח)

** **

В прошлый понедельник у нас в секторе ТВ на сайте прошел урок из цикла "Еврейское поведение". Назывался он "Сопереживание" (недельный раздел "Насо").

Оказывается в этой теме – "Умение сострадать" – есть 4 подтемы: (1) чувствовать и разделять боль другого; (2) поддержать попавшего в беду, ободрить его, помочь обрести надежду; (3) разделить с ним его радость; (4) приблизить ближнего к Торе и заповедям, это лучший вид помощи.

Так вот, последний вид соучастия и помощи самый трудный. Вроде бы, Тора – и так сплошные обязательства, требования и ограничения. Помочь тому, кто мучается, тем, чтобы попытаться его приблизить к Творцу, навесить на него еще одну заповедь – вроде бы это несколько странно или, по крайней мере, неочевидно. Неочевиден сам способ помощи: он к нам с протянутой рукой – а мы ему про Тору!

Тем не менее, скажите бедняку, что он сам себе помощь (ну, после того как мы ему, разумеется, дали денег на хлеб и пр.). Причем скажите так, чтобы поверил, а потом попробовал, а затем стал именно так поступать, а там, глядишь, уже через годы оглянется на пройденное и спросит: а где тот ботаник, который меня надоумил вообще в эту сторону пойти? Как теперь его отблагодарить?

Так вот, господин ботаник, не гоняйтесь за признанием. Приближайте евреев к Торе, а с наградой потом разберемся, согласны?

 


 

[1] Годы жизни 1906-91. В 1971 году переехал в Израиль, где основал ешиву "Нецах Исраэль".

Теги: Видео-урок, Недельный раздел