Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Праздничный йорцайт раби Шимона бен Йохай — Когда надо говорить спасибо, а когда следует воздержаться — Про богача Накдимона бен Гурьон — Про нас с вами.
Праздничная годовщина смерти раби Шимона бен Йохай. Собственно, устраивать праздник в день своей смерти он попросил сам. Надо радоваться, если человек к последнему часу своей жизни завершает все то великое, для чего родился.
Как следует из текстов, тайны Торы он удостоился раскрыть, когда пребывал в пещере, где скрывался от римских властей. А конфликт с ними у него вышел из-за доноса, согласно которому он-де скептически отозвался обо всем, что полезного сделали европейцы в Стране к тому времени: мощеные дороги, мосты и общественные бани (см. «Шабат» 33). И раз такую оценку их деятельности дал великий праведник, то, следовательно, таким является и мнение Творца (см. «Авода-Зара» 2).
Осталось только выяснить — что это за оценка.
Собственно говоря, она известна всем. Но есть тут одна тонкость. Сейчас расскажу. И что интересно — из этой тонкости последует вывод, который касается, как мне кажется, и нас с вами.
Итак, мудрец сказал про римских цивилизаторов: «Все, что они сделали, для себя сделали». И добавил, что цели были погаными.
На это можно спокойно спросить — и что?! Разве от этого уменьшается их заслуга (я про римлян)?
Мы-то знаем, что заповедь цдаки отличается от остальных заповедей. А именно, даже если она дается не «во имя небес», а вполне из-за собственного интереса, — она все равно засчитывается дающему как цдака. Так Раши пишет в своем комментарии на стих Торы, где сказано, что, «когда будешь жать на своем поле и забудешь сноп на земле, то не возвращайся за ним», пусть его возьмут бедные. И получишь за это награду: «чтобы благословил тебя Всевышний во всех твоих делах».
Смотрите, просто забыл — без намерения кого-нибудь одарить — и получил великую награду. Будто намеренно принес сноп в дом бедняка!
И в том же Раши читаем: если человек уронил монету, а ее поднял нищий, уронивший получит награду с неба.
Согласитесь, очень интересное правило[1].
Человек получит награду с неба за свою оброненную монету, за сноп, забытый на поле. Следовательно, спасибо от бедняка он тем более заслуживает.
Тогда почему римляне за мосты-дороги-бани не заслуживают нашего спасибо? Ведь мы всем этим пользуемся с превеликой пользой!
Ответ очень простой. Они это построили для себя. Для своих нужд. И для нашей погибели. Например, чтобы евреи познакомились с распущенностью[2].
Т.е., у римлян не то, чтобы было нейтральное намерение в отношении евреев: хотите — пользуйтесь, хотите — не пользуйтесь. Нет, они поступили именно враждебно — чтобы мы пропали, отступили от своей Торы (ндБ).
Есть еще способы действий, когда, вроде бы, полезное дело, расценивается как злодейской поступок — или, по крайней мере, как дело, за которое не следует ждать благодарности небес, а значит, и нам не надо говорить спасибо.
Рассказывается (Ктубот 67) про Накдимона бен Гурьон, который был ужасно богатым человеком. Но вот повстречал однажды рабан Йоханан бен Закай его дочь, которая рылась в грязи, выискивая зерна на пропитание. Спросил, где все богатство ее отца. Ответила, что исчезло, потому что он не давал цдаки. — А где богатство твоего мужа[3]? — Тоже исчезло, ибо его деньги перемешались с деньгами моего отца.
И в этом месте Талмуд спрашивает: разве Накдимон бен Гурьон не давал цдаки? Ведь известно, что, когда он шел из своего дома в Храм, дорогу ему выстилали дорогими тканями. Да так и оставляли их на дороге, чтобы бедняки взяли себе. Чем не цдака?
Нет, отвечает Талмуд. Он это делал для себя — не для них.
О них он как раз и не думал. Иначе дал бы им помощь более пристойным образом — не бросая богатые подачки в грязь.
Итак, у нас есть два случая, когда благодеяние, оказанное другому человеку, не засчитывается как добрый поступок. (1) Когда делается это «благодеяние» людям во зло, не для хороших целей, а чтобы они пропали, пострадали. (2) Когда оно делается нечисто, позорно, с пренебрежением.
И остается только один случай, когда человек делает что-то для себя, а пользуются его деянием другие — и благодарят его за это. А именно: когда он не совершает того, что мог бы сделать с целью, чтобы люди не получили от его действий пользы.
Поясняю. Можно поступить хорошо: например, протянуть деньги нищему с искренним чувством ему помочь. А можно, нечаянно обронив дорогую монету, не торопиться ее поднимать, чтобы подобрали бедные, которые ходят по той дороге. Или не возвращаться за снопами, которые нечаянно остались на твоем поле, — пусть бедняки себе возьмут, когда придут.
Как видим, награда за хорошее дело равноценна награде за благое бездействие (не нагнулся за своей монетой, не вернулся за своим снопом).
** **
Вывод: говорим спасибо человеку, который что-то сделал для себя, а мы тоже воспользовались результатами его трудов.
И не говорим человеку спасибо, если все произошло ровно так же, как в первом случае, с одним исключением: он хотел этим действием нас унизить-обидеть-подвести.
А за урок — спасибо раби Шимону бен Йохай. (Пишу в тот момент, когда по Иерусалиму еще горят костры. Детям радость, а нам урок.)))
[1] А есть еще один любопытный пример. Сказано про злодея Кораха и его компанию (Бемидбар 6:32): «Раскрыла земля свои уста и поглотила их и все имущество». Почему имущество? Чтобы им не воспользовались люди — ведь тогда бывшим владельцам будет полагаться награда. (ספורנו שם)
[2] Что полностью повторяет совет Билама, данного в местечке Шитим (см. на Бемидбар 25:1).
[3] «Я же помню, как сам ставил свою свидетельскую подпись под твоей ктубой, в которой твой муж обещал выдать тебе тысячу тысяч золотых».
Обзор по теме: Лаг баОмер