Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Эпиграф: "Я список тех царей прочел до середины, / Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…"
Посмотрите в конце недельного раздела Виишлах – насколько странно устроен список царей Эдома.
Про первого царя сказано: "Царствовал царь А". Затем все идет по такой схеме: "И умер царь А, и воцарился после него царь Б", "И умер царь Б, и воцарился после него царь Ц" и т.д. (Последний по списку царь , видимо, так и не умер.)
Так вот. Почему каждый стих начинается смертью предыдущего царя?
Ведь можно было иначе и естественней: "Царствовал А и умер", "После него воцарился Б и умер" и т.д. Т.е., почему смерть стоит не в конце жизни конкретного царя, а в начале царствования следующего?
В других местах Хумаша смерть поставлена на свое место. Например, про сменяющиеся поколения до Ноаха написано самым обычным образом: "И жил такой-то столько-то лет, и, родив такого-то, умер".
А можно вообще без "умер". Как написано в списке князей Эсава, который идет сразу после царей. Одни имена, этого достаточно.
В субботу слышал такое объяснение.
Царствование каждого эдомского царя начиналось не просто со смерти предыдущего (кстати, в Эдоме не было династий). Но именно смерть предыдущего была важной датой – она как бы входила в царскую биографию последователя, являлась его личной победой: он завоевал трон!
Кончина предшественника была не трауром для народа, а триумфом новой власти, праздником, после которого от старой памяти ничего не оставалось. Сколько было царей – столько потомки Эсава и переписывали историю заново.
Нам известно: "Таков закон: Эсав ненавидит Яакова". Теперь показано, что: "Эсав ненавидит Эсава".
Он вообще всех ненавидит. Даже себя.
Теги: Хидуш, Книга, Недельный раздел