Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыд — (достаточная) причина, чтобы стать счастливым»Раби Менахем бар Зерах

Помню, на семинаре по семейному и школьному воспитанию

Отложить Отложено

случился такой казус.

Одним из преподавателей был раввин из города К. На первой лекции он сказал, что весь курс еврейского воспитания можно уложить в две главные темы – "Каким должен быть воспитатель", "Каким должен стать воспитанник".

И добавил: "Первой теме мы посвятим четыре лекции".

Из аудитории спросили: "А сколько вообще у нас будет лекций?"

Учитель ответил: "Четыре".

Слушатели удивились: "А как же со второй темой?"

"Нам на нее хватит одной фразы – самой последней – на заключительной лекции".

Какой-то шутник из зала тут же предложил: "Чего ждать! Прямо сейчас и скажите эту фразу".

Все, улыбаясь, поддержали предложение.

Лектор, тоже развеселившись, осмотрел аудиторию и согласился: "Отчего не сказать? Прямо сейчас и скажу".

Аудитория притихла.

После паузы лектор-раввин сказал: "Фраза такая. И вот, когда мы станем воспитателями, удовлетворяющими всем требованиям Торы, о которых мы так долго говорили, – наши воспитанники гарантировано станут идеальными людьми".

Понятно, что лектор несколько приукрасил. Ничего гарантированного в воспитании нет. Случается, и у праведников вырастают дети-злодеи. Пример праотца Ицхака и его сына Эсава известен всем. Но главный момент сообщения нами понят: смотри за собой, старайся быть правильным человеком и дети, скорее всего, пойдут за тобой. А у низкой осинки и дети сиротинки.

** **

Отмечено, что папы и мамы, отправляясь на урок Торы по вопросам воспитания или покупая книгу на ту же тему, хотят получить простые ответы на свои сложные проблемы. Они хотят, чтобы их научили, как воспитывать детей. Они хотят, чтобы им дали готовое знание, как управлять детьми, как их приучить, приручить, окультурить, зомбировать, сделать лучше, воспитанней, обходительней, беспроблемней, шелковей.

И меньше всего папы и мамы хотят измениться сами[1].

Они у нас уже идеальные. А дети – еще не обработанные заготовки-големы, которых еще долго обрабатывать, доводить до ГОСТа, шлифовать и шинковать.

Любое предложение изменить себя встречается родительской аудиторией непониманием и неприятием. – Чего нас менять? Мы уже в порядке. Нам бы детей переделать-цивилизовать.

(Вы смеетесь. А ведь по-другому почти не бывает. Иначе, зачем вы накупили косую сажень книг на полку по воспитанию? Да кстати, что там, в этих книгах написано? Много ли там про вас, про родителей? Ах, только про детей. Какими они должны стать да какие душещипательные разговоры на ночь вы с ними должны вести – часа этак по три зараз, чтобы уж сразу всю душу из ребенка вынуть. Я однажды прочел один такой душевный разговор – и увидел себя на месте жертвы: как я поднимаюсь ночью и со сковородкой в руке ползу в спальню родительницы, штатной сотрудницы Штази. Грустный, судебный рассказ.)

** **

Если кто-то думает, что Тора отвечает на вопрос, как изменить-исправить-улучшить другого человека (сына, жену, маму, соседа, начальника, правительство), – то это ошибка.

Тора отвечает только на вопрос: как измениться мне самому? А уж что делать мне изменившемуся? – это вторая тема Торы, которая без первой понята не будет.


 

[1] Как-то на семинаре я раздал родителям вопросник. Среди прочего спросил: какими они хотят видеть своих детей? Общий результат (если озвучить его без эвфемизмов) был таким: большинство хотят, чтобы дети были послушными. Страшнее картину трудно себе представить.

Теги: Мусар