Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Святой, благословен Он, даёт мудрость только тем, в ком есть мудрость»Вавилонский Талмуд, Брахот 55а

Мягче друг с другом

Отложить Отложено

Часть этого поста я уже публиковал на нашем сайте. Но тема важная, надо повторить – и кое-что добавить. Дело в том, что на одну из моих последних статей, которую я вывесил скорее для юмора (чтобы не утомлять читателей вечным занудством), вдруг получил резкую отповедь. Мол, пиши только за Тору, не отвлекайся на скоромное постороннее, отбрось свои шуточки, в соседстве с Торой неуместные. Как я понял, автор окрика соблюдает Тору во всей ее строгости и строг ко всем, кто не таков, как он. Что ж, бывает.

Помню, на одном из уроков рава Ицхака Зильбера, зацаль, он между делом рассказал какой-то безобидный анекдот. В перерыве сказал мне один из учеников: какой ужас, такой цадик и вдруг тешит людей шуточками, пойду-ка я к нему и заявлю свой протест. Мне стоило труда уговорить его не протестовать в лицо раввина и праведника.

Почему? Потому что любой протест такого рода – уже не очень-то согласуется с Торой. Вот на эту тему сегодняшняя заметка.

**

Не знаю, как другие, а в себе я давно вижу некое проблемное свойство. Т.е., на мой взгляд, оно не очень хорошее, в то время как мой йецер (недоброе начало) подсказывает изнутри: да брось, это очень хорошее свойство, правильное, применяй его почаще. Но я-то с голосом своего йецера знаком! Раз он хвалит товар, значит, что-то тут нечисто. Так и оказалось.

История по этому поводу. Про раби Хаима Крайзверта (раввина Антверпена).

Раби Хаим был зятем известного талмудиста и цадика раби Авраама Гроджинского (ешива "Слободка"). Так вот, однажды рава Гроджинского спросили, почему он выбрал в мужья своей дочери именно раби Хаима.

И он ответил, что увидел в своем ученике замечательное качество – айн-това. (Не знаю, как перевести. Наверное: доброе отношение к людям, умение радоваться за других, доброжелательность. Короче, человек смотрит на своего ближнего – и радуется всему, что у того есть: речам, поступкам, вещам, успеху. Рад за него по-настоящему, как мы радуемся за своих детей, друзей, родню.)

Впрочем, ничего уникального в этом качестве нет. Таким и должен быть каждый ученик ешивы. Но вот что заметил рав и чему удивился – тому, как молодой реб Хаим ведет себя во время урока.

Многие ведут себя следующим образом: слышат мнение своего товарища – и тут же спешат опровергнуть его с помощью Гемары и Мишны.

Но рав Хаим поступал совсем иначе: он слышал чужое мнение и торопился найти для него подтверждение в Гемаре или Мишне – даже если был с этим мнением категорически не согласен!

Т.е., о своем несогласии и о сомнении в правоте высказанного другим человеком мнения он не торопился сообщить. Но искал доказательство в его пользу[1].

И на то у него было две причины: чтобы не обидеть товарища и чтобы его поддержать[2]. Ибо часто под поиском истины скрывается неприятие чужого мнения независимо от его правоты. Критик хочет самоутвердиться даже при помощи Торы[3]. А это недопустимо!

** **

А теперь попробуем и мы с вами. Для эксперимента.

Смотрите, как это работает. Слышим очень не простое заявление другого человека (по поводу дождя за окном, закона в Шульхан-Арухе, нашего внешнего вида, политической ситуации и пр.) – и ищем в себе ресурсы, которые позволят нам сказать: ах, как здорово!

Ищем оправдание его позиции.

Ищем возможность порадовать его нашим с ним полным согласием.

Ищем способ сделать его счастливым. (Ибо любой счастлив, когда с ним соглашаются.)

Вот это и есть айн-това.

Все. Конец поста. Спасибо за внимание.

** **

Ах да!

Мне тут привели возражение – сославшись на раби Йоханана и Реш-Лакиша.

Последний, как известно, приводил 40 возражений на каждое слово учителя. И тот расстроился, когда Реш-Лакиш умер (не без участия учителя[4]), а остальные ученики школы раби Йоханана умели только поддакивать великому мудрецу. И никогда ему не перечили.

Хорошее возражение на всю историю с раби Хаимом Крайзвертом.

Мои соседи по колелю (я сижу в одном с ними помещении) тоже ведут себя – вполне как Реш-Лакиш. Кричат, отстаивают истину, горячатся по поводу каждого слова Талмуда. И я буду последним, кто подумает про них, будто они самоутверждаются. Тогда в чем разница между ними и поведением раби Хаима Крайзверта? А в том и разница, что раби Хаима взяли в зятья раву Гроджинскому, а их еще нет.))

Хотя, если серьезно, ученики моего колеля чаще соглашаются друг с другом, чем спорят и кричат. Так что у них все в порядке. Ни за что и никогда они не обидят один другого ни в процессе спора, ни просто в бытовом общении[5].

Т.е., "по носу друг друга щелкать" не станут (если использовать выражение одного моего постсоветского знакомого). Нормальные такие люди Торы.

Итак, попробуем соглашаться, а не возражать – и не только в колеле, но и в семье, и с сослуживцами, и с соседями и со всеми, кто под руку попадется. По крайней мере, в самом начале любого острого диалога. Поверьте, здорово помогает.

** **

По поводу связи этого поста с недельным разделом מצורע см. אש''י на стих ובא אשר לו ההית.

 


 

[1] По книге אמרי דעת

 

[2] От себя добавлю: и чтобы узнать истину. Ибо чужое мнение лучше всего изучать изнутри. Я понятно выражаюсь? Т.е. надо сделать его как бы своим мнением, привыкнуть к нему, попытаться отбить возражения против него, защитить его – а потом, когда оно стало твоим, можно его и покритиковать. Но тогда эту будет уже критика против твоего мнения, а значит, она потребует более глубокого рассмотрения с твоей же стороны.

 

[3] Вы скажете, что мы, критикуя, вовсе не собираемся самоутвердиться. Мы просто выступаем поборниками истины! – Верно. Никто никогда не согласится, что он действует с целью доказать свою значимость. По крайней мере, я такого ни от кого не слышал. – Тем не менее, подобное явление встречается. Сейчас наша с вами цель не в том, чтобы показать, что мы не такие, а в том, чтобы четко и нелицеприятно выяснить – не такие ли мы. (Ничего выразился?))

 

[4] См. ב''מ פד א

 

[5] Есть, по-моему, еще одна разница между Реш-Лакишем и нами. Учителя того поколения выясняли закон Торы, чтобы его установить границы его применимости. А мы закон учим. Что, согласитесь, не одно и то же. (Но соглашайтесь со мной, пжлст, помягче – по только что предложенной схеме.))

Теги: Мусар, Недельный раздел, Занудство