Темы: Сотворение мира, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, в Хумаше в начале главы Берешит несколько раз написано «ваярэ Эл-ким эт аор ки тов» — переводят как «И УВИДЕЛ ВС-СИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ». Но тогда следовало бы написать «ваярэ Эл-ким эт аор шэгу тов». Если же переводить дословно, получается «И увидел Вс-сильный свет, потому что он хорош». Но как такое может быть? Что это — заложенный глубокий смысл или форма древниего правописания иврита? И если так, то почему в шестом дне творения сказано «ваярэ Эл-ким эт коль ашер аса ВЭИНЭ (а не КИ) тов мэод»? Заранее благодарен за ответ.
Михаэль
Шалом, уважаемый Михаэль!
В стихах, идущих вслед за тем, который Вы цитируете, Вы можете ещё несколько раз встретить выражение ки-тов, оно действительно означает «что хорош». Слово ки употребляется Торой в нескольких значениях, и одно из них соответствует значению ше- — «что».
В других местах, правда, написано просто ки-тов, без конкретизации. Согласно традиции, полученной нашими мудрецами, в этом месте Тора говорит не об обычном свете, а об особом, который был сотворен сам по себе (до сотворения светил) и предназначен для высшего духовного наслаждения человека. Однако Всевышний, предвидя поведение будущего человечества, счел этот свет слишком прекрасным, чтобы открывать его для всех. Поэтому Он скрыл его так, чтобы только праведники в Грядущем мире смогли насладиться им.
Что касается итога Творения — ве-ине тов мэод: мудрецы объяснили необычность формулировки тем, что здесь содержится намёк на сотворение смерти. В соответствии с комментарием Тора Тмима, смерть — явление общее, его действие распространяется не только на человека, но и на всё сотворённое, будь то животное, растение или камень. Всему приходит свой срок, и, как ни странно на первый взгляд, Тора говорит, что это не просто «хорошо», а «очень хорошо». Потому что если бы всё существовало в материальном мире вечно, не было бы возможности реализовать весь потенциал человечества и привести мироздание к совершенству.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Герман Вук: славословить смерть?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер
Рав Натан Агрес
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?