Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что известно про Машиаха на данный момент?

Темы: Конец времен, Рав Реувен Куклин, Рав Ицхак Зильбер, Машиах, Пророчество

Отложить Отложено

Уважаемые Раввины, не могли бы вы ответить на вопрос: что на данный момент известно о приходе Машияха и где про это написано? Заранее большое спасибо! Л.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Л.!

Мудрецы упоминают различные характеристики поколений, при жизни которых придёт Машиах. Талмуд называет время перед приходом Машиаха (Сота 49 б) Иквот Машиах — пятка Машиаха (как пятка — «конец» тела, так и это время — конец изгнания). Интересно, что все эти признаки наблюдаются в нашем и ближайших к нам поколениях. Приведу слова рава Ицхака Зильбера из книги «Пламя не спалит тебя»:

«В сложной и противоречивой картине духовного состояния народа Израиля в последние годы наблюдаются две полярные, взаимоисключающие тенденции: с одной стороны — проявляющееся все отчетливей стремление значительной части еврейской молодежи Израиля и стран рассеяния, воспитанной в духе атеизма, вернуться к своим национальным истокам, к Торе, с другой — активные попытки немалого числа евреев избавиться от груза своей избранности, жить так же, как живут все иные народы, раствориться среди них и перенять их обычаи. Поляризация эта предстает перед нами в особом свете, если мы вновь обратимся к пророчествам Торы. Мы узнаем о том, что перед приходом Машиаха в еврейском народе будут происходить два прямо противоположных процесса: с одной стороны, будет массовое возвращение к религии, а с другой — катастрофическое падение нравов в первую очередь среди тех евреев, которые не пожелают принять на себя бремя заповедей Всевышнего. Это последнее явление предсказано в двух трактатах Талмуда — Сота и Сангедрин. Вот как станет выглядеть Израиль перед приходом Машиаха: “…Государство станет нерелигиозным… Умножится наглость людская, поднимутся цены… Вино будет дорогим [ибо для обильного пьянства потребуется много вина. — Раши]. Нельзя будет кому-то сделать замечание [он огрызнется: а ты кто? — Раши]… Дом собрания [синагога, йешива] станет домом разврата [клубом, кинотеатром]… Мудрецов подвергнут позору, боящихся греха будут презирать… Юнцы будут стыдиться стариков, старики будут вставать перед юнцами… Домашние человека станут его врагами… Лицо поколения будет похоже на морду пса”. Что означают последние слова? Раши объясняет это так: люди потеряют всякий стыд и перестанут стесняться друг друга, как собаки, которые совокупляются и испражняются на глазах у всех. Есть еще объяснение: руководители народа вместо того, чтобы вести людей за собой, пойдут на поводу, как собаки, у самых низменных инстинктов. Это будут серые, ничтожные люди.

Нужно ли комментировать эти слова? Мы видим, как в современном обществе разрушаются семьи, отсутствует уважение к родителям, старшим и вообще к каким бы то ни было авторитетам. Телевидение, печать, радио соревнуются в эффектной подаче сцен насилия и разврата. Несомненно, если бы наши предки восстали из могил, они ужаснулись бы моральному падению современного поколения.

Впоследствии начнется и противоположный процесс: возвращение евреев к Всевышнему. В Торе сказано: “И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, [находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться… Его во всем… ты и дети твои, всем сердцем своим и всей душою своею” (Дварим, 30:1, 2). Иными словами, в конце галута евреи вновь станут возвращаться на праведный путь, заповеданный им Всевышним. Явление это охватит общины всех стран рассеяния (“в среде всех народов”), евреев всех возрастов (“ты и дети твои”), и сыны Израиля вернутся к своим истокам не формально, но “всем сердцем своим и всей душою своею”. Еще совсем недавно об этом можно было только мечтать, ибо во всех странах мира наблюдалось обратное: отход от веры и традиций, стремление ассимилироваться, массовый нигилизм… Сегодня же и в Израиле, и в США, и даже в СССР люди разных возрастов, разного образовательного уровня и социального положения, принадлежащие к третьему, а то и к четвертому поколению отпавших от еврейства, возвращаются в его лоно. Примеры этому явлению известны сегодня каждому. И тогда исполнится то, о чем сказано в Торе: “… возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов… И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которой владели отцы твои, и станешь ты владеть ею… И обратит Г-сподь, Б-г твой, все проклятия… на врагов твоих… которые преследовали тебя” (Дварим, 30:3, 5, 7). В Талмуде говорится, что возвращение к Торе — великое дело, ибо оно приблизит приход Машиаха, как сказано: “И придет избавитель в Сион к отошедшим от греха в [народе] Яакова…” (Йешаяу, 59:20).

И точно так же, как отход от Торы привел к нашему изгнанию из страны и к лишениям Галута, так тшува, возвращение к Торе, приведет к полному избавлению».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Пламя не спалит тебя

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его