Темы: Наказание, Моше, Обрезание, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемій рав. Прошу разъяснить действие Ципоры и ее слова в Шмот гл. 4 ст. 24—26. Булак Зухра, Свалява, Украина
Здравствуйте!
Талмуд (Нэдарим 31) сообщает, что Моше по своим соображениям задержал обрезание сына, когда семья направлялась в Египет. Всевышний особым образом дал ему знать, что промедление недопустимо: ангел в образе змея сделал вид, что хочет проглотить Моше. Ципора правильно поняла происходящее, схватила острый камень и сделала сыну обрезание. Положив ребенка перед мужем, Ципора произнесла: Ки хатан дамим ата ли («жених крови ты мне»). Ангел немедленно оставил Моше, а жена, радуясь, повторила: Хатан дамим ла-мулот («жених крови — по обрезанию»). Комментаторы разошлись во мнениях, к кому были обращены ее слова (хотя общий смысл их по всем мнениям таков: Моше чуть не погиб из-за того, что отложил обрезание сына). По мнению Раши, слова относились к ребенку, который не мог их понять; точнее, Ципора обращалась к ребёнку, но говорила для себя и мужа, переживая из-за того, что её муж (она его называет с любовью — хатан, «жених») мог погибнуть из-за того, что не обрезал сына вовремя. Рашбам объясняет, что Ципора сказала сыну: «Из-за того, что ты теперь обрезан, мой муж останется жив». По другим мнениям (Сфорно), ее слова были обращены к мужу, она напоминала ему что, ещё будучи женихом, он условился с ней, что сыновей они будут обрезать. Так Ципора хотела напомнить ангелу о том, что заслуга этого обрезания принадлежит Моше, хоть она и сделала его сама. Из перевода Йонатана бен Узиэля следует почти противоположное: Ципора упрекает Моше за то, что он задержал обрезание — как будто послушался запрета ее отца. Из Талмуда мы знаем, однако, что у Моше и в мыслях не было отменить Союз с Б-гом для своего сына. Он просто неверно оценил обстановку — решил сначала устроить семью на ночлег, а обрезание отложить до того момента, когда они окажутся в более благоприятных для этого условиях.
Почему Ципора повторила свои слова? До того, как ангел оставил Моше, она не была уверена, что несделанное обрезание — единственная причина происходящего. Но как только змей исчез, Ципора справедливо заключила, что всё дело было в обрезании, и сказала: все было из-за обрезания — ла-мулот.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Книга Шмот с комментариями
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его