Темы: Награда, Рав Реувен Куклин, Числа, Значение слов в Торе, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в Христианстве я удобовразумительного ответа так и не нашел. В 20-ой главе Шмот, стих 6, написано о милости до тысячных (до тысячи) родов. Христиане говорят о последнем времени, и в Иудаизме, насколько я знаю, Земле (в том виде, как она есть) отведено тоже 6 тысяч лет. Однако несложный расчет показывает, что при самом смелом предположении (регулярное рождение детей у женщины??? в 12 лет) дает лишь 8—9 поколений за 100 лет, то есть для 1000 родов, необходимо 12000 лет, а значит, человечество еще даже не приблизилось к середине своего существования. Если рассматривать это место Торы в общем контексте главы, можно с уверенностью, так как там даются вполне конкретные повеления и предсказания, сказать, что ни о каком символизме или иносказании, типа день — как 1000 лет и т.д., Творец не говорит. Мой вопрос: где ошибка — в летоисчислении или в утверждении о близком конце этого мира? С глубоким уважением и благодарностью за Ваш сайт. Геннадий, Одесса
Уважаемый Геннадий,
Вы задаёте интересный вопрос. Дело здесь в особенностях святого языка. «Тысяча» (элеф) — самое большое число, существующее в святом языке. В нём нет слов, обозначающих «миллион» и «миллиард». Эти понятия передаются с помощью слова «тысяча», например, «тысяча тысяч». См. Диврэй а-Йамим I 22, 14: «И вот, в страдании моём приготовил я для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра».
Поэтому слово «тысяча» обозначает не только точное количество чего-либо, но и «максимум», «максимально возможное количество» чего-либо. В этом последнем значении слово «тысяча» употреблено, например, в стихе Млахим I, 3, 4: «…тысячу всесожжений вознёс Шломо на том жертвеннике». Т.е. царь Шломо совершил максимально возможное для него число жертвоприношений. В этом же значении употреблено слово «тысяча» в стихе Млахим I, 5, 12. Там сказано о царе Шломо: «И изрёк он три тысячи притч…». Это означает, что царь изрёк по тысяче (множеству) притч на каждую из трёх «тем»: Тора, мудрость и этика (Виленский Гаон писал, что книга Мишлей содержит три части, каждая из которых посвящена одной из тем).
В том стихе, который Вы приводите («…творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»), имеется в виду, что Всевышний творит милость любящим Его до конца всех поколений. И так разъясняет этот стих Ибн-Эзра. Он пишет, что слова «до тысячных родов» означают «всегда».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Когда будет конец света?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
С. Бернфельд
Что такое числовая нумерология — Гематрия?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Куклин
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его