Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто и когда построил Стену Плача?

Темы: Археология, Храм, Давид, Еврейская история, Западная стена, Шхина, Рав Натан Агрес, Храмовая гора

Отложить Отложено

В ответе на вопрос «Во Втором Храме не было Шхины?!» написано (прим.10): «Предание говорит, что Стену Плача построил еще царь Давид, отец царя Шломо, построившего Первый Храм».

Мне непонятно:

1. Как это стыкуется с трактатом Мидот (2:1), где сказано, что размеры Храмовой горы — 500 локтей на 500 локтей; Стена Плача стоит у основания горы, а размеры Первого Храма — всего 60 на 20 локтей (книга Мелахим, I-2), следовательно, Стена Плача не имеет к Первому Храму никакого отношения.

2. Далее, в наше время можно посетить экскурсию и спуститься к основанию Стены Плача и убедиться, что все артефакты и строения времен Ирода, а значит, и сама Стена построена Иродом (а если скажете, что археология здесь не имеет веса, не соглашусь, потому что для Рамбана именно археология оказалась важнейшим аргументом в споре об алфавите, он нашел в Акко монетку времен Второго Храма с надписями на палео-иврите).

3. И наконец свидетельство Иосифа Флавия, который пишет, что Ирод полностью перестроил Храм, расширил его и придал ему великолепие. Также он выстроил стены у основания горы и засыпал землей до вершины, тем самым расширив гору до текущего состояния. Поэтому, если верить Иосифу, Стена Плача построена тем же самым Иродом.

С нетерпением жду ответа. С уважением, Юра

Отвечает рав Натан Агрес

Здравствуйте, Юра!

Большое спасибо за Ваши правомерные вопросы. Как выяснится, действительно в этой теме есть много неясностей как со стороны наших источников, так и со стороны археологов.

Давайте разберем все по порядку.

Предание о постройке Западной Стены царем Давидом

Насколько мне известно, первое упоминание о том, что Западную Стену построил царь Давид, мы находим в комментариях «Байт Хадаш» (сокращено Бах, см. Бах на Тур, Орах Хаим, 561:4) выдающегося законоучителя рабби Йоэля бар Шмуэля Яфе (р. Йоэль Сиркис; 1561—1640 гг.), комментарий которого на кодекс «Тур» стал общепринятым. Также эта традиция приводится в респонсах «Двар Шалом» (Йоре Деа, 9) и в книге одного из ведущих раввинов прошлого поколения рабби Йехиэля Михеля Тикучинского, «Ир а-Кодеш ве-а-Микдаш» (часть 4, гл.2).

Однако в книге «Эле Масэй» (стр.6) рабби Моше бар Яакова Хагиза (Маарам Хагиз, 1672—1761 гг.), выдающегося мыслителя и одного из духовных лидеров поколения, говорится, что Давид построил не саму Западную Стену, а только ее основу!

На самом деле, если уж пошла речь об основах Храма, важно добавить, что царь Давид заложил не только основы Западной Стены, но и всего здания Храма, как говорится в древних мидрашах[1]: «Давид построил основы (йесодот — букв. фундамент), а Шломо — само здание (эльйонот — букв. верхнюю часть Храма)». Об этом же пишет Раши в комментарии к трактату Макот (11а), ссылаясь на Иерусалимский Талмуд (трактат Санедрин, 10:2). А в трактате Сота (9а) говорится: «Деяния Моше и Давида[2] не были преданы в руки врагов»; поэтому сами основы не были уничтожены.

Если придерживаться точки зрения Маарама Хагиза, Ваш вопрос снимается полностью.

О какой именно стене говорится в древних мидрашах?

Теперь попытаемся выяснить, о какой именно стене говорится в древних мидрашах.

На стих из Песни Песней (2:8) «Вот стоит [Он — Всевышний] за стеной нашей» говорит Мидраш (там же): «Это Западная Стена Храма, о которой поклялся Всевышний[3], что никогда не будет разрушена. Почему? Потому что Шхина обитает на Западе». Еще сказано (Бемидбар Раба, гл. Насо, 11:2) «Никогда (имеется в виду даже после разрушения Храма) не покидала Шхина Западную стену Храма».

Буквальное понимание слов «Котель а-Маарави шель Бейт а-Микдаш» — значит Западная стена самого Храма, а именно стена Святая Святых, а не стена Храмовой горы, называемая сегодня «Стеной Плача»!

И действительно, когда примерно 700 лет назад была заново обнаружена Стена Плача (до этого она была засыпана горой мусора, возведенной римлянами, а впоследствии христианами), некоторые мудрецы того времени полагали, что перед ними раскрылась стена самого здания Храма, или по крайней мере стена Азары — Храмового двора, опоясывающего Храм (см. «Бейт Ридваз», 38, «Хайей Адам» в «Шаарей Цедек» и др.). И только в дальнейшем с продолжением раскопок было точно установлено, что Стена Плача — это стена, подпирающая Храмовую гору, а не стена самого Храма. А поскольку другой стены обнаружено не было, а с другой стороны, Мидраш говорит о вечности Западной Стены, многие пришли к выводу, что имеется в виду Западная стена Храмовой горы (этой точки зрения придерживался также рав Тикучинский (там же); важно подчеркнуть, что несмотря на то, что он самолично наблюдал современные раскопки, это не помешало ему соотнести постройку стены с царем Давидом).

Преемники этой позиции приводят дополнительное доказательство в свою пользу из слов Мидраша на свиток Эйха (Эйха Раба, 1:31). Там рассказывается, что после захвата Иерусалима император Веспасиан поручил четырем высокопоставленным военачальникам разрушить четыре стены (не сказано прямо, о каких стенах идет речь). Три стены были разрушены, но Западную Стену разрушить не удалось, поскольку так постановили Свыше, что она никогда не будет разрушена, ведь Шхина находится на западе. Когда Веспасиан потребовал объяснений, Пангар, ответственный за ее уничтожение, в оправдание себе заявил, что специально оставил эту стену в память о величии захваченного города, ведь если все будет разрушено, как узнают будущие поколения о мощи Веспасиана?! Царю понравился его ответ, но, тем не менее, поскольку Пангер не исполнил приказ, Веспасиан повелел ему подняться на высокую гору и сбросить себя оттуда: «Если выживешь — живи», сказал ему. Тот поднялся, спрыгнул и… разбился насмерть.

Из этого мидраша, в котором не упоминается Храм, можно сделать вывод, что речь идет о стенах Храмовой горы, а следовательно, и вышеупомянутые мидраши говорят именно об этой стене (см. «Яфэ Анаф» и «Игрот Моше», «Йоре Деа», часть 4, респ. 63). Есть также комментаторы, объясняющие, что речь идет о крепостных стенах самого города Иерусалима (см. «Эц Йосеф» и «Матнот Кеуна» там).

Интересно упомянуть мнение рабби Менаше Кляйна (Менаше а-Катан, 1925-2012 гг.) в его респонсах «Мишне Алахот» (том 14, респонс 281) о том, что не исключено, что разные мидраши имеют в виду не одну и ту же стену. Согласно этой позиции, возможно, мидраш, упоминающий стену Храма, имеет в виду Западную стену самого здания Храма, останки или основы которой пока еще скрыты от археологов, а мидраш на свиток Эйха говорит о Стене Плача — стене Храмовой горы.

Думаю, сказанного выше достаточно, чтобы понять, насколько сложно четко установить, о какой именно стене говорится в Мидрашах. Не будем забывать также, что на сегодняшний день помимо Западной Стены обнаружены основы восточной и южной стен, схожие по виду с основами западной (см. ниже).

Также выяснилось, что на данный момент мы не нашли древних источников (периода Мишны или Талмуда), соотносящих постройку Западной Стены с царем Давидом, и хотя эта традиция упоминается в более поздних книгах, пока что неясно, откуда она происходит.

Теперь перейдем к Вашим вопросам

Храмовая гора — 500 x 500 локтей

1. Приведенное Вами сравнение размеров Храмовой горы с размерами здания Первого Храма неуместно! Ведь если мы выходим из предположения, что царь Давид построил или заложил основы Западной Стены горы, он сделал это согласно тем же параметрам (500x500 локтей), что упоминаются в трактате Мидот, что не имеет отношения к размерам самого здания Храма.

Размеры Храмовой горы, приведенные в Мишне (Мидот, 2:1), относятся только к ее освященной части, окруженной стенами, но сама гора в топографическом плане была намного больше («Пискей Тосфот» на Мидот, 5), как мы видим ее сегодня в реальности.

Необходимость оградить Храмовую гору от остальной округи (помимо оборонной функции) была вызвана требованием закона — разделить между святым местом и будничным. Святость Храмовой горы имела (и имеет по сей день) статус «Махане Левия», куда запрещено входить ритуально нечистым людям[4] (кроме этого, нельзя заходить туда в обуви, а только босиком).

Поэтому понятно, что и во времена Первого Храма гора была окружена стенами, основы которым положил сам царь Давид.

Более того, сама площадь в 500x500 локтей не была выбрана произвольно! Раши (на Диврей а-Ямим 1, 28:19 (приводит, что пророк Шмуэль, передавший царю Давиду точные указания о постройке Храма, вывел этот размер из сказанного в Торе про размеры двора Мишкана[5]. А в пророчестве Йехезкеля (42:15), описывающего размеры Третьего Храма, сказано, что его место будет окружено стеной площадью в 500x500 каним (однако Раши там пишет, что канэ равно 6 локтям, т. е. окружено площадью в 3000x3000 локтей, в 36 раз превышающей площадь Первого и Второго Храмов (см. об этом в комментарии Малбима там).

Более того, в наших источниках приводится, что строители Второго Храма не могли начать свою работу, пока не обнаружили фундамент Первого, для того чтобы установить точное место здания Храма[6] и место жертвенника[7]. Поэтому и стены горы, даже если они были частично разрушены, возвели на прежнем месте[8].

Поэтому у предания нет никаких противоречий с трактатом Мидот.

Свидетельство Йосефа Флавия - Йосифона

2. То же самое верно в отношении свидетельства Йосифона[9].

То, что территория Храмовой горы была расширена, не оставляет никаких сомнений, ведь сегодняшние размеры ее огороженной части почти вдвое превышают площадь в 500 на 500 локтей (есть несколько мнений, какова точная длина локтя — 48, 53, 57, 60 см. и др.), а реально мы наблюдаем не квадрат, а трапецию, у которой северная стена длиннее южной, а западная длиннее восточной[10], общей площадью в 133.300 кв.м[11].

Тем не менее основное расширение произошло на север (где была построена Иродом крепость «Антония») и на юг, что подтверждается многими археологическими находками и др. аргументами, но западная и восточная стены, по мнению многих ученых, остались на своем прежнем месте на расстоянии 500 локтей друг от друга. И хотя эти стены не параллельны, возможно объяснить, что 500 локтей — это среднее расстояние между ними (по статье рава Залмана Корена, крупного специалиста по вопросам Котеля).

Поэтому вполне возможно, что Западная Стена (ее нижние ярусы) остались еще со времен Первого Храма. И хотя все три стены (западная, южная и 30 метров восточной с юга на север) имеют те же основы, что вроде бы свидетельствует об одном и том же строителе, это все еще не доказанный факт, а только вероятная теория, поскольку всегда можно «подстроиться под старый лад» и высекать камни похожего вида с теми, что уже имеются.

Мнение археологов

3. Интересно также упомянуть малоизвестное мнение английского ученого Кондера (Col. C.R. Conder. The City of Jerusalem. London 1909. p. 720), указавшего (еще в 1909) на подобие в высечке и форме камней стен Храмовой горы и камней дворца в Бейт Тувья (на восточном берегу Иордана), что по его мнению говорит о том, что эти стены были построены по крайней мере за 150 лет до Ирода. Более того, известная Башня Давида, «Мигдаль Давид» (в Старом городе), которая по всем мнениям считается произведением Ирода, выстроена из камней, полностью отличающихся формой вытески от камней стены. (см. также статью р. Б. Ц. Лурии в журнале «Синай», который приводит доводы, что стены были построены еще до Ирода, возможно в начале Второго Храма).

Этим примером я только хочу продемонстрировать известный факт, что хотя и существует широкое мнение, далеко не всегда оно единственное и является истиной в последней инстанции. Тем более в области археологии, где есть много внутренних споров, и сами ученые зачастую меняют свое мнение под влиянием новых находок.

Однако следует признать, что самым распространенным и общепринятым мнением среди археологов считается мнение профессора Мазара, полагающего, что Ирод расширил границы горы не только на север и юг, но и на запад. Согласно их мнению, Западная стена горы не стоит сегодня на своем первоначальном месте со времен Первого и начала Второго Храма. Это объясняет то, что западная и восточная стены не параллельны, а также тот факт, что минимальное расстояние между ними (на юге — 283 м.) превышает 500 локтей согласно мнениям, что длина локтя составляет 48-53 см. (однако согласно мнениям, что локоть равен ~56см., это расстояние как раз соответствует 500 локтям).

Действительно, этот подход кажется наиболее правдивым и вероятным (находки и аргументацию в пользу этого мнения приводит р. Менахем Бен-Яшар в своей статье в журнале «Синай»), и все же не будем забывать, что он строится на косвенных уликах и предположениях, а не на неоспоримых фактах.

В заключение

В заключение важно подчеркнуть два момента.

Во-первых, даже если согласиться с тем, что стена была построена Иродом (или немного до него), а также с тем, что сегодня она не стоит на своем прежнем месте (поскольку территория горы была расширена и на запад), это все равно не противоречит словам Мидраша о вечности Западной Стены![12] Ведь если старая стена не была разрушена и уничтожена, а только реставрирована — пусть даже с самого основания или на другом месте, это невозможно считать разрушением (хурбан), поскольку «новая» стена является как бы продолжением и наследницей «старой»! Простое доказательство этому можно привести из реставрации Иродом самого здания Храма, которое было перестроено до основания, и тем не менее нигде не упоминается о разрушении Второго Храма в период Ирода.

И во-вторых: как бы то ни было, и кто бы не строил Стену Плача, нет сомнения в том, что она является одним из останков Храма, не говоря уже о том, что именно эта стена расположена ближе остальных к месту Святая Святых. Поэтому и молитва около нее имеет особую силу. Безусловно, именно это место является одним из самых святых и возвышенных для нашего народа, где вот уже около 700 последних лет евреи со всего мира изливают свои самые сокровенные просьбы перед Творцом и своими слезами отстраивают будущий Храм.

С уважением, Натан Агрес


1] См. Бемидбар Раба, гл. Насо, 13, Шир а-Ширим Раба, 1:6), вот цитата оригинала:

במדבר רבה (וילנא, פרשת נשא פרשה יג): ושניהם בנו בית המקדש — דוד עשה היסוד ושלמה בנאו. שיר השירים רבה (וילנא, פרשה א ו): אתה מוצא כל מה שכתוב בזה כתוב בזה… אביו בנה את היסודות והוא בנה את העליונות.

[2] Имеются в виду Переносной Храм, построенный под руководством Моше, и основы Первого Храма, возведенные Давидом.

[3] Маарам Хагиз (там же) объясняет, что клятва была дана царю Давиду. Однако возможно объяснить и по-другому: клятва была дана самой стене («нишба ло» — поклялся ему, поскольку на иврите «стена» — котель — мужского рода), что метафорически выражает вечность этой стены.

[4] Как говорится в Торе (нач. книги Бемидбар), структура еврейского стана в пустыне состояла из трех зон, отличных по своей святости: 1) В центре находился Мишкан, окруженный двором — это Махане Шхина — стан Б-жественного присутствия, вход в который позволялся только полностью ритуально чистому человеку, 2) Вокруг Мишкана располагались левиты (и коэны) — это Махане Левия, куда имел право входить тмэ мет (нечистый от мертвого), но не тот, чья тума вышла из его же тела — зав, зава, нида, баль кери и роженица, 3) И наконец внешнее кольцо — 12 колен Израиля — Махане Исраэль, где проживал народ и откуда высылали только прокажённых.

Также и Иерусалим был разделен на три зоны — сам город, окруженный стеной — Махане Исраэль, Храмовая гора (окруженная стенами) — Махане Левия, и начиная с двора Храма (Эзрат Исраэль) — Махане Шхина (Рамбам, Бейт а-Бхира, гл. 7).

Отсюда известный запрет заходить на Храмовою гору даже сегодня, поскольку по подавляющему большинству мнений святость Храмовой горы осталась там даже после разрушения Храма. Запрет заходить туда в нечистоте очень строг и карается (в случае намеренного нарушения) наказанием "карет".

[5] Так же приводит Рош (на Мидот, 2:1), а Виленский Гаон (там же) ссылается в качестве источника на Иерусалимский Талмуд.

[6] Мидраш Эзра на книгу Эзры (3:10), рабби Шмуэль ме-Санут.

[7] Комментарий на книгу Эзры рабби Биньямина бар рабби Йеуды; Й. Флавий, Кадмоньёт, 11.

[8] См. также ком. Роша на Мидот (1:3), объясняющий, что врата Хульды (называемые так во Втором Храме) в южной стене Храмовой горы назывались так потому, что пророчица Хульда (Первый Храм) принимала народ, сидя между этими воротами (см. Млахим, 2, 22:14), т. е. место этой стены не изменилось.

[9] К слову, отношение наших мудрецов к его книге неоднозначно, поскольку многие данные, приведенные в ней, не соответствуют Устной Традиции Талмуда и Мидрашей, Поэтому даже там, где нет явного противоречия, трудно полностью ему доверять. Кроме этого, как вытекает из слов самих ученых, тщательно изучающих эту книгу, есть в ней внутренние противоречия и много преувеличений, не говоря уже о том, что касается политических моментов — отношения к римлянам и их героям и т. п. (и это можно понять, ведь Йосифон находился в римском окружении и занимал высокую должность, а лесть злодеям в некоторых случаях разрешается).

[10] Длина стен: южная — 283 м., северная — 315 м., восточная — 462 м., западная — 488 м.

[11] Расширенная площадь не имела того же статуса святости, что 500 на 500 локтей, и скорее всего даже после расширения существовала четкая граница между освященной и будничной частью горы. Слова Мишны о 500 на 500 либо относятся только к освященной части, либо описывают картину Второго Храма до расширения горы (рав Эльханан Айбешиц в научной статье из журнала «Синай»).

[12] Если мы хотим соотнести эти слова со стеной горы, а не со стеной самого Храма, что также возможно, как говорилось выше.

Материалы по теме

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Почему святыня иудаизма так называется?

Рав Реувен Куклин

Сама стена как таковая не является святыней…

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Царь Давид

Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше