Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ливьятан — то дракон или динозавр?

Темы: Сукка, Сотворение мира, Машиах, Каббала, Будущий мир, Значение слов в Торе, Натан Агрес, Животные, Левиафан

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые! Расскажите, пожалуйста, кто такой ливьятан — динозавр, дракон или иное огромное существо (танин)? И что было сотворено раньше — небеса и земля или ливьятан (Ийов 40:19)? Заранее благодарен. С уважением, Николай.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Николай, спасибо за Ваш вопрос.

Из слов Танаха совершенно определенно следует, что Ливьятан — это морское существо гигантских размеров (Ишая 27:1, Теилим 104:26, Ийов 40:25, 41:5 и далее). А в Устной Торе сказано, что он является кошерной рыбой, т. е. обладает плавниками и чешуёй (Сифра гл. Шмини 3). Однако в более широком значении этим именем называют всех больших рыб и морских животных, таких как кит и т. п. (Ибн Эзра на Теилим 74:14).

Еще приводится, что Ливьятан обитает в самых глубинных водах, а его длинное тело, напоминающее змею, извивается кольцеобразно, чтобы уместиться на местности. Современной науке это существо явно неизвестно, однако Рамбан (Берешит 1:21) приводит, что древние греки имели о нем представление.

Сотворение Ливьятана мудрецы относят к пятому дню созидания, в который были созданы все морские обитатели, как сказано (Берешит 1:21): «И сотворил Б-г больших таниним и всякое существо живое ползающее, какими воскишели воды, по виду их, и всякую птицу крылатую по виду ее». Комментирует Раши: больших таниним — больших морских рыб. А согласно агаде (Бава батра 74б), это Ливьятан и его чета, которых Он сотворил самцом и самкой, и умертвил самку и засолил ее для праведников на грядущее. Ибо если бы те плодились и размножались, мир не мог бы устоять пред ними.

А сказаное в книге Ийов (40:19) «Он — начало творений Б-жьих; только Сотворивший его (может) приблизить (к нему) меч свой», во-первых, не имеет отношения к порядку творения, а во-вторых, вовсе не относится к Ливьятану, упомянутому только впоследствии (40:25), а относится к самому большому животному, обитающему на суше, которого Писание (40:15) называет Беемот (в некоторых переводах, в том числе и на нашем сайте, перевели «бегемот», но из слов Писания и Устной Торы очевидно, что речь не идет о животном, известном нам под этим названием). Слово «беемот» происходит от беема — «скотина», только во множественном числе, т. к. это животное — самое большое и важное среди всех представителей скота. И именно поэтому о нем сказано «Он — начало творений Б-жьих», т. е. среди животных суши он занимает первое место по своей значимости. Опять же трудно сказать что-либо определенное об идентификации этого животного, ясно только, что оно травоядно и обладает рогами, и его габариты явно превышают привычные нам размеры животных (а в Устной Торе он назван диким быком).

Выше мы упомянули мидраш наших мудрецов (приведенный в комментарии Раши), что самка Ливьятана была умерщвлена Всевышним уже в самом начале, чтобы они не могли размножаться и разрушить мир, и была «засолена» для праведников до времени праздничной трапезы после прихода Машиаха. Самец также должен присоединиться к ней в то время, но пока у него есть другие функции. Та же участь ожидает и упомянутого выше Беемота!

Невооруженному глазу все это, не дай Б-г, может показаться какой-то сказкой, но на самом деле под этим «покровом» скрываются самые сокровенные секреты мироздания, подробно обсуждаемые в каббалистической книге «Зоар». Но это, разумеется, не входит в рамки нашего обсуждения.

В целом мы видим, что эти животные были сотворены для «выплаты» награды праведникам в конце дней уже в этом мире (кроме награды в мире душ и в мире грядущем). Само название «Ливьятан» также отражает суть и предназначение этого существа. «Ливьятан» от слова "ливуй", что значит сопровождение или свита. Имеются в виду праведники, которые удостоятся на веки приобщиться к Всевышнему и вечно сопровождать Его, наслаждаясь полноценным благом! А трапеза Ливьятана это как раз не что иное, как промежуточный этап — усилить душу и превознести тело для того, чтобы вместе они смогли достичь желанной духовной ступени в будущем мире (комментаторы уподобляют эту трапезу питанию первого человека Адама от плодов Ган Эдена, обладающим колоссальным духовным потенциалом).

Также есть понятие «шалаш (Сука — на иврите) из кожи Ливьятана», в котором, собственно, и будет происходить та трапеза. А в качестве рекомендации упомянем, что «доступ» на эту трапезу, помимо общего духовного совершенства, обусловлен соблюдением правил кашрута (законов о разрешенной Торой пище), а также соблюдением заповеди сукки (жить в шалаше) в праздник Суккот.

С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес

Материалы по теме

Желание зевоты во время молитвы.

Рав Реувен Куклин

Нужно ли бороться с желанием зевоты во время молитвы?

Дерех Хаим 86. Комментарий Маараля на трактат Авот. 4:29

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Мишна учит: против своей воли ты был рожден, и против своей воли ты живешь, и против своей воли ты умираешь, и против своей воли ты в будущем обязан будешь держать ответ перед Царем царей всех царей.

Пиркей дераби Элиэзер 22. Глава 10

Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»

История Йоны в чреве кита

Знание веры 149. Трапеза Ливьятана и Дикого Быка

Рав Эуд Авицедек (Раковский),
из цикла «Знание веры»

Известный мидраш говорит, что после прихода Машиаха, в конце дней, Всевышний устроит трапезу для праведников. В чем идея мидраша, в чем символика мифических существ Ливьятана (Левиафана) и Дикого Быка и в чем их связь?


Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше