Темы: Менора, Греческая культура, Хашмонаим, Коды в Торе, Ханука, Лот, Ассимиляция, Иврит, Рав Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе, не могли бы вы разъяснить, о чём именно идёт речь? И ещё, известны ли какие-либо коды, связанные с Ханукой? Большое спасибо.
Спасибо за Ваш вопрос.
Многие из нас знакомы с текстом Торы, он включает в себя заповеди Творца и описание «родословной» мира и еврейского народа вплоть до вступления в Землю Израиля. Но с другой стороны еврейская традиция, восходящая к горе Синай, утверждает, что Всевышний творил мир, руководствуясь Торой. А отсюда, как пишут мекуболим (знатоки тайного Учения), следует, что и все события в мире, вплоть до событий жизни каждого человека и его судьбы, также отмечены в тексте Торы. Но уже не в явной форме, а в закодированной. Видов кодировки довольно много, но здесь коснёмся самых простых из них, они же — наиболее легко поддающиеся дешифровке. В последнее время таких открытий становится всё больше.
Речь идёт о рашей тейвот — сокращениях, при которых учитываются только начальные буквы слов, или софэй тейвот — только конечные. Или о дилуг отиёт — пропуске определенного количества букв (см. ниже), или о гиматрии — числовом значении букв, и т.д. Таким образом, в тех же буквах Торы, что составляют уже известные нам слова и предложения, Творец скрыл бесконечное количество информации, охватывающей буквально всё.
(В скобках добавим: недавно ученые обнаружили подобное явление в генетическом коде молекулы DNA. Оказалось, что она содержит больше информации, чем позволяют ее составляющие. Выяснилось, что определённая информация прочитывается, если начать со второй «буквы» кода, а не с первой! Смотрел в Тору и творил мир…)
Попытки дешифровки получили широкое распространение в последнее время благодаря возможностям компьютера. С помощью различных программ можно легко и быстро сканировать большие объёмы текста и проверить наличие искомых понятий с разным «шагом» пропуска букв — например, отмечая каждую пятую букву, каждую седьмую и т.д. Однако знание о возможностях такой дешифровки было у наших мудрецов испокон веков (см. Рабейну Бэхаей, комментарий к началу книги Бэрейшит, и Пардес Римоним раби Моше Кордоверо). А многие из них серьёзно занимались такими изысканиями. В частности, комментарий Бааль а-Турим в большой мере построен именно на этом. Одним из самых ярких примеров подобных открытий в докомпьютерную эпоху служит книга раби Хаима М. Д. Вейсманделя зацаль (принимал активное участие в спасении евреев во время Второй мировой войны) Торат Хемед, где он рассказывает о гениальных находках в этой области. А на сегодняшний день найдены сотни, если не тысячи, закодированных «сообщений», касающихся самых различных областей, и проведены тщательные математические и статистические исследования — как текста Торы, так и текста других «произведений», и результаты говорят сами за себя. К сожалению, в рамках ответа нет возможности говорить об этом подробно.
Здесь же приведем два замечательных примера, связанных с Ханукой, «открытия», принадлежащие моему уважаемому тестю р. Моше Абрамовичу (первое из них приведу со своими дополнениями). Но прежде упомянем те критерии, по которым «находку» можно считать настоящим кодом, а не случайным совпадением.
Слово Ханука (חנוכה) впервые обнаруживается в книге Бэрейшит (глава Ваера 19:9—13) в рассказе об уничтожении Сдома и спасении Лота, племянника Авраама, — с шагом в 66 букв.
{ט} וַיֹּאמְרוּ גֶּשׁ הָלְאָה וַיֹּאמְרוּ הָאֶחָד בָּא לָגוּר וַיִּשְׁפֹּט שָׁפוֹט עַתָּה נָרַע לְךָ מֵהֶם וַיִּפְצְרוּ בָאִישׁ בְּלוֹט מְאֹד וַיִּגְּשׁוּ לִשְׁבֹּר הַדָּלֶת: {י} וַיִּשְׁלְחוּ הָאֲנָשִׁים אֶת יָדָם וַיָּבִיאוּ אֶת לוֹט אֲלֵיהֶם הַבָּיְתָה וְאֶת הַדֶּלֶת סָגָרוּ: {יא} וְאֶת הָאֲנָשִׁים אֲשֶׁר פֶּתַח הַבַּיִת הִכּוּ בַּסַּנְוֵרִים מִקָּטֹן וְעַד גָּדוֹל וַיִּלְאוּ לִמְצֹא הַפָּתַח: {יב} וַיֹּאמְרוּ הָאֲנָשִׁים אֶל לוֹט עֹד מִי לְךָ פֹה חָתָן וּבָנֶיךָ וּבְנֹתֶיךָ וְכֹל אֲשֶׁר לְךָ בָּעִיר הוֹצֵא מִן הַמָּקוֹם: {יג} כִּי מַשְׁחִתִים אֲנַחְנוּ אֶת הַמָּקוֹם הַזֶּה כִּי גָדְלָה צַעֲקָתָם אֶת פְּנֵי יְהוָה וַיְשַׁלְּחֵנוּ יְהוָה לְשַׁחֲתָהּ:
А теперь проанализируем, насколько вероятно, что это лишь случайное совпадение.
Так и с Лотом: все его невзгоды происходят оттого, что он отделился от праведного Авраама и предпочёл ему общество жителей Сдома. Т.е. Лот — прототип эллиниста. Но Лот — не «законченный» эллинист, в отличие от своих зятьев, у которых вызывает смех сама мысль о том, что Всевышний может наказать жителей города.
В Хануку «катализатором» восстания послужил эпизод с дочерью Матитьяу, которая в день свадьбы должна была пойти к наместнику (право первой ночи).
И в Хануку: малочисленный неподготовленный отряд «партизан» побеждает огромную и вооружённую по последнему слову техники греческую армию, чудо из чудес! Но… всегда найдётся скептик, который захочет приписать эту победу сочетанию случайных факторов. (Для этого как раз и «понадобилось» чудо с маслом: прояснить, что и само освобождение было явным чудом и его цель — вернуть еврейский народ к служению Творцу).
После всего сказанного трудно представить другое место в Торе, которое больше подходило бы для кодировки «сообщения» о Хануке. Перед нами скрытое пророчество. (Для скептиков: Септугианта — перевод письменной Торы на греческий язык — по всем мнениям предшествовала событиям Хануки). Только сам Творец, Находящийся вне времени, мог подготовить такой «сюрприз» для будущих поколений!
И в заключение ещё один код. Семья коаним, принесших спасение народу, носила имя Хашмонаим или Хашманим (а есть мнение, что Хашмонаи — это человек, не принадлежавший к семье, который воевал вместе с сыновьями Матитьяу).
Слово хашманим (חשמנים) впервые встречается в Торе с шагом 36 букв в книге Шмот (глава Ваякель 37:19—22), там, где описывается создание Меноры, Храмового светильника.
{יז} וַיַּעַשׂ אֶת הַמְּנֹרָה זָהָב טָהוֹר מִקְשָׁה עָשָׂה אֶת הַמְּנֹרָה יְרֵכָהּ וְקָנָהּ גְּבִיעֶיהָ כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ מִמֶּנָּה הָיוּ: {יח} וְשִׁשָּׁה קָנִים יֹצְאִים מִצִּדֶּיהָ שְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הָאֶחָד וּשְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הַשֵּׁנִי: {יט} שְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בַּקָּנֶה הָאֶחָד כַּפְתֹּר וָפֶרַח וּשְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בְּקָנֶה אֶחָד כַּפְתֹּר וָפָרַח כֵּן לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִן הַמְּנֹרָה: {כ} וּבַמְּנֹרָה אַרְבָּעָה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ: {כא} וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִמֶּנָּה: {כב} כַּפְתֹּרֵיהֶם וּקְנֹתָם מִמֶּנָּה הָיוּ כֻּלָּהּ מִקְשָׁה אַחַת זָהָב טָהוֹר: {כג} וַיַּעַשׂ אֶת נֵרֹתֶיהָ שִׁבְעָה וּמַלְקָחֶיהָ וּמַחְתֹּתֶיהָ זָהָב טָהוֹר: {כד} כִּכָּר זָהָב טָהוֹר עָשָׂה אֹתָהּ וְאֵת כָּל כֵּלֶיהָ:
Победа Хашманим ознаменовалась чудом Меноры, когда масло, достаточное для одного дня, горело целых восемь. Более того, само название Ханука — от слова хинух — означает «обновление», возобновление служения в Храме, т.е. новое изготовление Меноры.
Комментарии излишни.
С уважением, Натан Агрес
Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся исследователь Торы, руководитель нью-йоркской ешивы Нитра в годы Второй Мировой Войны занимался изучением буквенных кодов, скрытых в тексте Пятикнижия. К этим исследованиям его привели отдельные высказывания и намеки, содержащиеся в книгах кабалистов прошлых веков.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»
Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»
Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его