Темы: Конец времен, Машиах, Храм, Пророки, Значение слов в Торе, Геула, Рав Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему пророк Хагай говорит, что второй Храм будет последним, а все остальные пророки, даже такие как Исайя, утверждают, что будет еще Третий Храм? Откуда такой парадокс?
Спасибо за интересный и важный вопрос.
Первым делом давайте обратимся к источникам. О Втором Храме сказано у пророка Хагая (2:9): «Превысит величие этого дома (Храма) последнего, (величие) первого». Казалось, из этих слов явно вытекает, что Второй Храм будет последним. Но с другой стороны, пророки Ишаяу и Йехезкель предвидели построение Храма в «конце дней» после всемирной войны «Гога и Магога», и вроде бы это не относится к событиям Второго Храма. Кроме того, Устная Тора открыто сообщает о Третьем Храме (см. Сука 41а), намеки на который находятся уже в самом Пятикнижии.
Однако более глубокий анализ Писания показывает, что слово אחרון (ахарон), обычно означающее «последний», иногда фигурирует в ином, более широком значении.
О встрече нашего праотца Яакова с его братом Эсавом, повествует Тора (Берешит зз:1-2): «И разделил он (Яаков) детей при Лее и при Рахель, и при двух рабынях. И расположил рабынь и их детей на первом плане (ришона), а Лею и ее детей ахароним, и Рахель и Йосефа ахароним.» Буквально слово ахароним значит «последними», но как можно сказать, что семья Леи была последней, когда за ней стояли Рахель с сыном? Отсюда понятно, что слово ахароним в данном контексте означает не последний, а последующий или после, позади. На что указывает также корень этого словаאחר (ахар — ахарей), означающий после, позже и т.п.
Также и само слово «последний» подразумевает наличие «предыдущего», после которого следует этот. Только обычно «последний» означает и отсутствие последующих, но, как выяснилось, есть исключения их этого правила, когда согласно контексту ахарон может означать «последующий», не отрицая наличие других, следующих за ним.
Исходя из этого, слова пророка можно понять так: «Превысит величие этого дома (Храма) последующего (за первым), (величие) первого», что ни как не противоречит возможности Третьего Храма.
Но на самом деле все гораздо глубже.
О конечном избавлении еврейского народа сказано у пророка Ишаяу (60:22): «Я Б-г, во время ее (избавление=геула — женский род) ускорю ее». Здесь содержится намек на два возможных времени конечного избавления, как поясняют мудрецы (Санедрин 98а): если удостоятся — ускорю его, а если нет — в установленное время. Т.е. потенциально, при условии раскаянья и духовного подъема, конечное избавление, которое включает приход Машиаха и построение Храма, может наступить фактически каждый день (Иерусалимский Талмуд трактат Таанит 1:1). Но даже, если мы сами не пробудимся к раскаянью, в любом случае Всевышний со своей стороны пробудит нас к добру, и приведет избавление в заранее установленное этому время. И это произойдет еще до истечения шести тысяч лет (сегодня 5774 г. от сотворения мира), т.е., по-видимому, довольно скоро.
Поэтому и понятие Третьего Храма было относительно, и всецело зависело от нас. Про праведного царя Иудеи Хизкияу, правившего в конце Первого Храма, сказано в Талмуде (Санедрин 94а): «Хотел Всевышний сделать Хизкияу Машиахом, а войну с Санхеривом (Ассирийским правителем) войной Гога и Магога». По меркам Высшей Справедливости этот вариант был отложен, но по крайней мере, отсюда явно следует, что даже Первый Храм мог бы стать Последним (см. ниже), если бы было на то достаточно заслуг!
Это верно и по отношению ко Второму Храму, о строительстве которого говорил Хагай. «Превысит величие этого дома (Храма) последнего, (величие) первого» — потенциально этот Храм действительно мог стать последним, если бы то поколение удостоилось этого (Альших и Мальбим по Брахот 4а). Другими словами это обещание не было абсолютным и бесповоротным, а находилось в зависимости от духовного уровня нашего народа.
Эта трактовка напрашивается и из самого контекста. Ведь в начале той главы сказано (Хагай 2:3) «Кто из вас остался, что видел этот Храм в его первом величии (т.е. кто из вас помнит Первый Храм, разрушенный 70 лет назад), и каким вы видите его сейчас, ведь он ничто в ваших глазах!». Как же после этого сказано, что величие Второго Храма превзойдет величие Первого? Ответ, как мы сказали, в том, что на его реальном уровне Второй Храм во многом уступал Первому, но если бы действительно этот Храм стал последним, его величие превзошло бы величие предыдущего, но это всецело зависело от поведения евреев того поколения .К огромному сожалению они не удостоились претворить это пророчество в жизнь, и оно отодвинулось до «конца дней» — до нашей эпохи.
Важно подчеркнуть, что в «материальном» аспекте обещание Всевышнего исполнилось по отношению ко Второму Храму, не смотря на то, что он не стал последним. Как говорят наши мудрецы (Баба Батра 3а), Второй Храм простоял 420 лет, в то время, как первый — только 410, да и архитектурой и красотой здание Ирода превосходило здание первого Храма. Выходит, что как бы не интерпретировали слово ахарон — «последний» или «последующий», слова Бога остаются истиной.
Рабби Моше Софер, выдающийся лидер венгерского еврейства (середина 18 века), известный по своей книге «Хатам Софер», обнаружил интересный намек по этому поводу. Перед исходом из Египта евреи зарезали пасхальную жертву и должны были помазать ее кровью косяки дверей, чтобы предотвратить смерть своих первенцев, о чем сказано в Торе (Шмот 12:13): «И будет кровь знаком вам на домах ваших». Это можно прочесть и немного иначе «и будет кровь знаком вам о домах».
Согласно намеку, здесь имеется в виду знамение «крови», которое сделал Моше при своем первом откровении еврейскому народу. Всевышний наделил его тремя знамениями: посох, брошенный на землю, превращался в змея, рука, засунутая за пазуху, становилась прокаженной, и наконец, третий знак — вода, набранная из Нила, превращалась в кровь, когда ее выливали на землю (это было намеком на первую из 10-и казней — превращение воды Нила в кровь).
Торе говорит об этом следующим образом (Шмот 4, 8-9): «И будет: Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего (ахарон). Но если не поверят также двум этим знакам и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей (ее) на сушу, и станет вода, которую возьмешь из реки, кровью на суше». Здесь тоже сказанное о прокаженной руке ахарон, означает не «последний», а «последующий». Но потенциально, если бы народ обошелся двумя первыми знаками (а это, как понятно, связано с высотой его духовного уровня и силой веры в избавление), знак с рукой мог бы быть последним, поэтому он был назван именно так.
Об этом как раз и содержит намек вышеуказанная фраза «И будет кровь знаком вам о домах» — так же как третье знамение крови раскрывает о предыдущем (прокаженной руке), что оно было не последним, а последующим, так и в отношение «домов» (Храм — Дом Б-га на языке Торы) сказанное «последний», на самом деле значит последующий. Но опять же, как и с знаками Моше, потенциально действительно была возможность обойтись без третьей попытки, и тогда вторая стала бы последней!
В заключение, еще несколько слов о Третьем Храме, которые помогут пролить свет на сказанное выше. С одной стороны пишет Рамбам (Законы царей гл.11 по трактату Сука 42б), что Третий Храм будет построен Машиахом из рода Давида, т.е. руками человека. А с другой, Мидраш утверждает, что Храм «спустится» с Небес уже в готовом и отстроенном виде (см. Раши Сука 41а).
Комментаторы, опираясь на каббалистическую книгу Зоар, объясняют, что и то, и другое — слова живого Б-га. Так же как человек состоит из тела и души, так и храм — есть у него материальная основа, и это дело рук людей построить здание Храма согласно всем законам его построения, но основное — это его духовное содержание, то, что называется «Высший Храм», и он действительно «спустится» с Небес в готовом виде. На самом деле, и в Скинии Завета и в Первом Храме тоже было нечто подобное, после того как развели огонь на жертвеннике, туда спустился огонь с небес. Но в полноценной форме «Духовный Храм» все еще ожидает своего часа, спуститься в материальное «тело», построенное людьми, находящимися на должном духовном уровне (Арух ле-Нер Сука там).
Поэтому и Первый и Второй Храмы потенциально могли стать «Третьим», если бы народ оставил свои грехи и всем сердцем вернулся ко Всевышнему. Это привело бы к воссоединению «Высшего» и «Нижнего» Храмов, и как следствие к полному избавлению (см. Мальбим на Хагай там).
Нам же остается уповать на исполнение этих пророчеств, и со своей стороны пытаться как можно больше приблизить избавление. Рецепт известен: изучение Торы, исполнение заповедей и как можно больше добрых дел по отношению к окружающим.
В надежде на скорое избавление,
С уважением, Натан Агрес
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Глава из книги р. Мордехая Нойгершла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его