Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как начать соблюдать Шаббат?

Темы: Тшува, Суббота, Зажигание свечей, 39 работ, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте! Не поможете мне советом, как мне соблюдать Шаббат? Я ничего не знаю про Шаббат, мне нужно все с нуля: как соблюдать его, что можно делать, что нельзя делать, как делать и т.д.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Сион, само Ваше решение соблюдать Шаббат достойно большого уважения и высокой оценки. Трудно представить, как дорого это ценится на Небесах!

Соблюдение Субботы требует серьезной подготовки и систематического изучения ее законов. На нашем сайте Вы можете найти множество материалов на эту тему (с помощью программы «поиск» — суббота), особенно рекомендую книгу р. Позена «Краткие законы субботы» и книгу р. Пантелята «Царица Суббота» .

Здесь же постараемся рассмотреть только общую картину, чтобы стало понятней, о чем идет речь.

Временные рамки Субботы

Как известно, в иудаизме дни начинаются с вечера, сутки — это ночь и последующий день. Поэтому и Суббота со всеми ее ограничениями начинается в пятницу вечером с захода солнца — «шкия»; следует отстраниться от запрещенных действий хотя бы на несколько минут раньше (см. Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?). Исход Субботы наступает в субботу вечером с выходом звезд, а не с заходом солнца, поскольку в отношении временного промежутка между заходом солнца и выходом звезд не определено, день это или ночь, и из-за сомнения следует хранить Субботу до ее полного исхода.

Условно можно разделить законы Субботы на два типа: заповеди «не делай», суть которых — воздержаться от определенных действий, и заповеди «делай» — исполнить необходимые предписания.

День покоя

Тора называет Субботу днем покоя — «йом менуха», поэтому любой тяжелый физический труд, даже не связанный с запрещенными работами (см. ниже), является антитезой субботнему отдыху.

Однако истинный субботний покой заключается в воздержании от совершения созидательной работы, действий, называемых Торой «мелаха». Всего есть 39 основных видов работ, однако каждый вид включает в себя множество «толадот» — производных от главной работы. Кроме этого есть еще постановления мудрецов, цель которых — служить «оградой» законам Торы и предотвратить ненамеренное нарушение заповеди; особое место занимает постановление о «мукце» — запрет на перенос и использование определенных предметов обихода.

Помимо действий, следует воздержаться и от разговоров на будничные темы. А от тех, кто находится на более высоком уровне, требуется даже мысленно отстраниться от повседневных забот и проблем, т. е. не строить планов, связанных с совершением работы, бизнесом и т. п.

Как освятить Субботу

А что входит в заповедь «делай»?

Сказано в Торе: «Помни седьмой день, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — имеется в виду, что необходимо выделить седьмой день среди дней недели, и выполняется это посредством произношения «кидуша» и «авдалы». «Кидуш» — особое благословение, в котором мы благодарим Творца за то, что подарил нам заповедь Субботы и освятил нас ее святостью. Произносят его над бокалом вина в начале субботней трапезы (в пятницу вечером, а также в начале второй трапезы в субботу утром, см. ниже). «Авдала» — благословение, которое произносят после исхода Субботы, как бы отделяя ее от наступающих будней.

Кроме этого есть еще две заповеди «квод ве-онег шаббат». «Квод шаббат» — уважительное отношение к Субботе. В этот день присутствие Творца раскрывается нам в более явной форме, и, образно говоря, Всевышний как бы приходит к нам в гости, что требует соответствующей подготовки с нашей стороны и адекватного поведения. Поэтому необходимо искупаться, если надо постричься, надеть чистую праздничную одежду, прибрать дом и т. п.

«Онег шаббат» — наслаждение Субботой — обязывает нас наслаждаться в этот день, причем не только духовно (например, с помощью изучения Торы и молитвы), но и телесно. Суббота является прообразом Грядущего мира, в котором тело вместе с душой будет пребывать в вечном наслаждении близостью к Творцу. Но одно из условий «пропуска» в тот мир — это соблюдение Субботы в мире нынешнем. В течение Субботы проводятся три трапезы — одна в пятницу вечером, вторая — в субботу утром, после утренней молитвы, и третья — после полуденной молитвы, ближе к исходу Субботы.

Эти трапезы должны быть праздничными и включать хлеб, вино (виноградный сок) и мясо (можно курятину), также принято есть рыбу. Чем больше наслаждаются трапезой, тем лучше, однако важно иметь в виду, что наша цель при этом не просто удовлетворить животные потребности тела, но исполнить заповедь Творца, который предписал нам наслаждаться в этот день.

Кроме этого, уже издревле постановили мудрецы зажигать свечи до прихода Субботы (т. е. до захода солнца, т. к. зажигание огня — это одна из 39 запрещенных в Субботу работ), чтобы трапеза проходила в освещенном месте. И даже сегодня, когда есть электрическое освещение, зажигают свечи; помимо прочего, это придает трапезе особенную торжественность (как можно убедиться на примере ресторанных банкетов…).

Сказанное выше — всего лишь очень общий обзор, но, разумеется, у каждого из упомянутых понятий есть свои тонкости и законы, познакомиться с которыми Вы сможете в указанных выше книгах и статьях. Кроме этого, на нашем сайте есть программа «Талмуд онлайн», позволяющая учиться одни на один с русскоязычным преподавателем, и вместе с ним проучить эти законы.

Напоследок упомянем, что необходимое условие для соблюдения Субботы — это соответствующая подготовка заранее — в пятницу или даже раньше (см. Когда лучше говорить «шабат шалом»?). К примеру: варка еды запрещена в Субботу, поэтому необходимо сварить (испечь) все заранее. Даже подогрев уже готовой еды имеет свои особые правила (т. к. включать огонь нельзя), и необходимо устроить все еще до Субботы. То же самое по отношению к свету и электроприборам (освещение, кондиционер и т. д.) — нельзя включать или выключать их в Субботу, поэтому надо заранее настроить их с помощью специального таймера (шаон шаббат). Необходимо устроить так, чтобы лампочка в холодильнике не включалась при открытии дверцы (т. е. либо нейтрализовать ее совсем, либо наоборот, сделать, чтобы горела все время).

Кроме того, поскольку естественным образом в субботу освобождается (от работы/ телевизора/ радио/ компьютера/ машины) время, надо заранее подготовить себе занятие; лучше всего посвятить это время урокам Торы (поинтересуйтесь в Вашем городе) или чтению литературы на эту тему (сегодня можно очень многое распечатать из Интернета). Но даже если это сложно, есть достаточно разрешенных занятий.

Кроме того, нет лучшего времени для семейного времяпрепровождения.

Желаю Вам большого успеха в этом начинании, и советую помнить наставление наших мудрецов: «Все начала — тяжелы», но потом становится легче, трудности уходят, а их место занимает необыкновенное наслаждение души этим святым днем.

С конкретными вопросами Вы всегда можете обратиться к раввину через наш сайт или по месту жительства (в Москве). Но опять же, перед этим есть смысл поискать ответ с помощью программы «поиск», т. к. очень много информации уже находится там.

С уважением, Натан Агрес.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его