Темы: Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Изучение Торы, Рав Натан Агрес, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»?
Спасибо за интересный вопрос.
Несомненно, вся Тора от первой до последней буквы была продиктована Самим Всевышним нашему учителю Моше (см. Рамбан, Комментарий к Торе, Предисловие, по гмаре Менахот 30а). Но вот насчёт времени, когда она была записана, существует спор между мудрецами (Гитин 60а). Согласно одному мнению, Тора записывалась постепенно (в течение сорокалетних скитаний по пустыне), по мере того, как Всевышний сообщал Моше определённые законы или предписания, связанные с какими-то происшествиями. Моше записывал их как отдельные свитки, а в конце сшил в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первую книга Торы — Берейшит, а также начало второй книги (включая повеления о Мишкане — Скинии Завета) Моше записал в день Синайского откровения, сразу после получения десяти речений.
Но, согласно другому мнению, Тора была дана сразу полностью и Моше записал её в день смерти, в конце сорока лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы Торы были записаны раньше, но не «как Тора», а для особых надобностей — таких, как заключение союза или учёба.
Интересно, что подобный спор о «передаче» Торы мы находим и в отношении Устной Торы (Звахим 115 б), которая, кстати, предшествовала Письменной. (Рав Шимшон-Рефаэль Гирш уподобил отношение Письменной Торы к Устной отношению лекции к ее краткому конспекту).
По мнению раби Акивы вся Устная Тора (имеются в виду законы соблюдения заповедей и пути служения), её общие положения вместе со всеми деталями были даны сразу на горе Синай (а то, что упоминается в Торе как более позднее, Моше поведал народу позже). Но оппонент раби Акивы — раби Ишмаэль — считал, что на Синае были получены только общие правила и законы, а их детализация была дана позже, в Ковчеге Завета.
Мудрецы следующих поколений объяснили, что за этими позициями стоят глубокие концепции, касающиеся Торы и её заповедей, но их невозможно рассмотреть в рамках краткого ответа.
С уважением Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Работа пастухом явилась важным этапом в жизни Моше. Всевышний проверил его лидерские качества на практике.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
После того, как евреи изготовили золотого тельца, Творец в гневе хотел уничтожить весь народ. Своими молитвами Моше выпросил прощения.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его