Темы: Менора, Суббота, Храм, Трума, Рав Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсли можно, каков смысл, что на каждой боковой ветви Меноры по 3 чашечки, на стволе — 4 чашечки?
Спасибо за Ваш вопрос.
Вы ссылаетесь на сказанное в Торе (Шмот 25:33-34). Хотелось бы уточнить, что, согласно Устному Преданию, и на центральной ветви сверху было только три чашечки, как и на всех остальных, четвертая же находилась внизу, до ответвления боковых ветвей на высоте шести тфахим. Первое ответвление начиналось на высоте девяти тфахим, а общая высота Меноры составляла восемнадцать тфахим. (Тэфах — по одному мнению 8 см, по другому — 9,6).
Тема Меноры — одна из самых глубоких и обширных тем, связанных с Храмом. Рав Шимшон Рефаэль Гирш (комментарий к главе Трума) посвятил этому длинную и сложную философскую статью. А каббалистический смысл Меноры практически неисчерпаем.
Но попробуем ответить на Ваш вопрос, не входя в эти глубины. Семь ветвей Меноры соответствуют семи дням недели, а из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей (см. мой ответ по поводу семи дней творения, о том, что дни тоже парные). Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.
Основываясь на этом, можно сказать, что три чашечки на каждой ветви говорят о том, что это всего лишь одна из шести (три и три составляют пару) вспомогательных ветвей, а добавочная чашечка на стволе (седьмой ветви) подчёркивает его значимость и превосходство — превосходство цели над средством. Ствол является как бы четвертой ветвью по отношению к трем боковым, о чем и говорит количество его чашечек (четыре). А в сумме три (чашечки на боковых) и четыре (на стволе) дают семь, число святости и совершенства, подчеркнуть, что ствол соответствует седьмому дню — Субботе.
По этой же причине Тора повелевает (Шмот 25:37) «И сделай семь свечей его, так, чтобы свет их был направлен к стволу», т.е. чтобы фитили боковых светильников были направлены к центральному. Это должно было подчеркнуть, что все они как средства устремлены к цели и их свет как бы исходит из света ствола. Так сказано о субботе — она источник всех благословений в этом мире. Это легко «увидеть» с помощью простого примера — владелец завода поддерживает предприятие и готов вкладывать в него ресурсы только в том случае, если производство ведет к поставленной им цели: получить прибыль или, если хотите, улучшить уровень жизни общества и т.п. Получается, эта цель является причиной существования завода и содержания всего его персонала. То же самое относится к этому миру: единственная его цель — привести нас к жизни будущей, где мы сможем вечно наслаждаться близостью Творца — в соответствии с духовным уровнем, достигнутым на протяжении земной жизни.
К слову, в Меноре седьмая ветвь находится в центре (а не сбоку). Так же «распределяются» и дни недели. Существует простой отсчет — день первый, день второй и т.д. до седьмого. Но первые три дня недели как бы принадлежат предыдущей субботе и освещены ее светом (поэтому, если не было возможности сделать Авдалу сразу на исходе субботы, можно сделать ее в течение первых трех дней недели), а последние три дня принадлежат субботе наступающей, и подготовку к ней следует начинать со среды.
С уважением Натан Агрес
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Меир Мучник
К чему — видеть во сне оливковое масло?
Рав Овадья Климовский
Что делать со своими дурными свойствами?
Рав Яков Шуб
Есть какие-то правила насчет ношения звезды Давида? Иудеи носят магендовид — как христиане крестик? Какой формы был щит царя Давида? Что на нем было изображено? Почему лучей именно шесть? Что еврею надо делать кроме ношения магендовида?
Рав Реувен Куклин
Как достичь мира в доме?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»
Даниель Кляйн
Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.
Рав Нохум Офман
Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста... Я прав?
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.