Оглавление
Понятие «ришоним» [↑]
Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала XI до конца XV века. Период Ришоним наступает после периода гаоним (мудрецов Вавилонии) и сменяется периодом ахароним (ивр. — «последние», «поздние»).
Предыдущая эпоха — эпоха гаоним — характеризовалась концентрацией еврейской элиты на территории бывшего Вавилона, вокруг двух знаменитых ешив — в Суре и Пумбедите. Основные усилия мудрецов Вавилонии были направлены на завершение редакции Талмуда, а также на регулирование еврейской жизни Вавилонии и Диаспоры с помощью респонсов.
Наступление периода ришоним ознаменовалось перемещением центра Торы и еврейской жизни из Вавилонии в Северную Африку и Западную Европу. Это было началом новой эпохи.
В отличии от периода гаоним, оставившего относительно небольшое письменное наследие, период ришоним характеризуется бурным развитием религиозной литературы практически во всех областях исследования Торы: комментирование Талмуда и Танаха, кодификация законов, развитие еврейской философии, рассмотрение принципов иудаизма и мировоззренческих основ, описание правил святого языка, обнародование основ каббалистического учения, а также поэзия и т. д.
Этот период подарил нам такие имена, как Раши, Рамбам (Маймонид), Рамбан (Нахманид), Рабейну Йона, Рашбо, Ритво, Рош, Ран, раби Овадья Бартанура и др. Труды этих мудрецов внесли неоценимый вклад в изучение Торы.
Начало эпохи [↑]
Началом эпохи принято считать смерть рава Ая Гаона, главы ешивы Пумбедиты, в 1083 году.
Предание гласит, что перемещению центра Торы из Вавилонии способствовало пленение четырех вавилонских мудрецов арабскими пиратами: мудрецы направлялись в Европу для сбора средств на вавилонские ешивы. Четверо мудрецов были выкуплены и стали во главе разных общин средиземноморского бассейна: Северной Африки, Италии и Испании. Каждый из мудрецов собрал вокруг себя множество учеников, передав учение вавилонских гаонов следующему поколению. (см., например, историю жизни раби Моше бар-Ханоха).
Родоначальниками плеяды ришоним считаются ученики последних вавилонских гаонов, такие, как Рабейну Гершом во Франции (которого называют Меор аГола — «Светоч Изгнания») и Рабейну Хананель в Северной Африке.
Ашкеназ и Сфарад [↑]
Учение ришоним одновременно развивалась в двух частях Европы: в Германии и Франции, с одной стороны, и в Испании и Италии, с другой. В будущем благодаря этому разделению сложатся две большие группы еврейских общин — ашкеназим («немецкие», от «Ашкеназ» — Германия) и сфарадим («испанские», от «Сфарад» — Испания), каждая — со своей специфической традицией.
Различия в постановлениях ашкеназских и сефардских ришоним сформировали различные (иногда) законы и обычаи этих двух групп. Кодекс Шульхан Арух, составленный раби Йосефом Каро (Мехабер, Маран) содержит законы, принятые сефардскими общинами, а законы и обычаи, принятые ашкеназскими общинами, приводятся раби Моше Исерлесом (Рамо) в примечаниях к Шульхан Аруху — «Мапа».
Исторический фон [↑]
Для евреев Франции и Германии это был чрезвычайно тяжелый период: регулярные гонения и аресты, эпидемии чумы, жестокие погромы, учиняемые участниками крестовых походов 11-15 веков, кровавые наветы, публичные диспуты с последующим принуждением к крещению, многочисленные изгнания из стран проживания. Жертвами инквизиции становились целые города и общины. Среди ее жертв было также немало мудрецов Торы.
Для испанского же еврейства период ришоним был «золотым веком»: евреи пользовались гражданскими правами и религиозной свободой. Многие мудрецы Торы занимали ключевые посты при королевском дворе, писали стихи и поэмы, занимались науками и врачеванием.
Комментарии к Танаху [↑]
В период ришоним был написан первый комментарий к Танаху на святом языке. Его автором был раби Шломо Ицхаки — Раши. Он составил ко всему Танаху комментарий, основанный на толкованиях из мидрашей и Талмуда.
Вслед за этим было составлено множество комментариев к Танаху, как в рамках простого понимания текста — пшат, так и в рамках тринадцати способов толкования текста — драш. Наиболее известные из комментаторов, занимавшихся пшатом, это: Ибн-Эзра, Рашбам, Сфорно, Хизкуни (раби Хизкия бар-Маноах, ок. 1250-1310, Франция), Радак (на Танах) и др.
Иное направление в комментировании основал Рамбан (Нахманид): его комментарий включает в себя практически все уровни понимания Торы — Пардес (пшат, ремез, драш, сод); он разъясняет целые эпизоды, часто — на основе учения Каббалы. Подход, выработанный Рамбаном, применяли такие комментаторы, как Рабейну Бехае, раби Менахем бен-Биньямин Реканати (1250-1310, Италия), Ор а-Хаим и др.
Комментарии к Талмуду [↑]
Период ришоним стал также периодом глубокого исследования Вавилонского Талмуда. Первые комментарии к Талмуду были составлены Рабейну Гершомом в Европе и Рабейну Хананелем в Тунисе. Та часть их комментариев, которая дошла до нашего времени, приводится в каждом издании Вавилонского Талмуда (см. внешний край талмудического листа).
В конце XI века Раши завершил свой многолетний труд над комментарием к Талмуду. Автор поставил перед собой цель создать комментарий, позволяющий человеку изучать Талмуд самостоятельно. Лаконичность и доступность комментария Раши открыли мир Талмуда тем, кто не получил традиционного разъяснения талмудического текста от своего учителя.
Комментарий Раши был принят всеми общинами Диаспоры в качестве основного комментария к Талмуду. И сегодня его изучение — неотъемлемая часть изучения Талмуда. Этот комментарий располагается рядом с текстом Талмуда, на внутренней стороне листа.
Внуки и другие ученики и последователи Раши развили новый, аналитический подход к изучению Талмуда, который воплощен в примечаниях Тосафот (ивр. «дополнения»). Тосафот занимаются устранением противоречий между разными сугиёт («рассмотрениями» темы) в Талмуде, а также предлагают альтернативные объяснения там, где их мнения расходятся с мнением их великого предшественника — Раши.
Среди авторов Тосафот — около ста мудрецов Германии, Франции и Англии, наиболее известные среди них — Ри а-Закен, Рабейну Там, раби Шмуэль бен-Меир (Рашбам), Риван и др.
Выводы Тосафот, в основном, построены на логическом рассуждении и анализе текста, традиция вавилонских гаонов принимается во внимание в меньшей степени.
С другой стороны, во втором центре изучения Торы — в Испании — влияние традиции гаонов ощущалось сильнее. Законодательные кодексы Рифа (рав Ицхак Альфаси) и Рамбама во многом опираются на мнение гаонов.
Позже Рамбан и его последователи, такие, как Рашбо, Ритво, Ран и др. совместили подход «испанской» комментаторской школы и школы Тосафот, написав обширные и ясные комментарии к Талмуду.
Алахическая литература [↑]
Алахическая литература периода ришоним весьма обширна, в ней представлены ашкеназское и сефардское направления, которые в будущем определят образ жизни и быт этих двух общин.
Систематизацию Еврейского Закона — Алахи — в период ришоним начал раби Ицхак Альфаси, составивший «Сефер Алахот» («Книгу законов»). Она представляет собой сокращенный вариант Талмуда: в ней приведены только те части Талмуда, которые имеют значение для установления алахи, а обсуждения, которые не влияют на окончательное решения, опущены.
Следующим этапом в развитии алахической литературы стало появление фундаментального кодекса «Яд Хазака», составленного выдающимся мудрецом и ученым раби Моше бен-Маймоном (Рамбамом). Он поставил себе целью создать алахический кодекс, написанный ясным и доступным языком согласно тематическому принципу, в котором любой сможет найти ответ на алахический вопрос, не разбираясь предварительно в сложных сплетениях талмудических дискуссий.
Одновременно в Германии и Франции набирает силу школа Тосафистов, последователями которой становятся авторы таких законодательные книг, как Сефер а-Трума, Йерэим (раби Элиэзер из Меца — РАМ), Смаг, Смак, Ор Заруа, а также Рош, Мордехай и др.
Сводом основных постановлений ришоним и, в частности, Роша, стал кодекс «Арбаа Турим», составленный по тематическому принципу раби Яковом бен-Ашером (Бааль а-Турим) в первой половине XIV века.
Постановления ришоним «подытожил» раби Йосеф Каро в законодательном кодексе «Шульхан Арух» и Рамо в примечаниях к «Шульхан Аруху» — «Мапа». Основой книги «Мапа» стали обычаи общин Германии, Австрии и Франции, многие из которых были собраны и кодифицированы Маарилем и его учениками.
Законы и обычаи сефардских общин опираются большей частью на постановления Рифа, Рамбама и Роша.
Мировоззренческая литература [↑]
Перу ришоним принадлежат множество философских, этических и мировоззренческих трудов.
Первой книгой о еврейской этике, написанной в период ришоним, стала «Ховот а-Левавот» (ивр. «Обязанности сердец»). Ее написал Рабейну Бехае (Бахье) в 1080 году.
В этот период написаны также «Шаарей Тшува», «Орхот Цадиким», «Орхот Хаим» и др.
Острую полемику среди мудрецов вызвал философско-мировоззренческий труд Рамбама — «Морэ Нэвухим», были и защитники, и ярые противники «рационализирующего» подхода Рамбама. Жесткое неприятие некоторых мудрецов привело к публичному сожжению книг Рамбама в 1238 году, через три десятилетия после его смерти. Предание гласит, что чувство вины и сожаление заставили главного противника философии Рамбама — Рабейну Йону — раскаяться в содеянном и написать книгу о путях раскаяния — «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния»).
Тайное учение [↑]
В начале периода ришоним о существовании тайной каббалистической традиции знали немногие. Рамбам полагал, что традиция тайного учения утрачена и восстановить ее можно, только прибегнув к «рационализму», во многом основанному на греческой философии.
«В ответ» на позицию Рамбама многие ришоним начали намеком упоминать тайную традицию, знанием о которой обладали. Например, Рамбан, объясняя текст Торы на основании Каббалы, добавляет: «…и поймет его знающий».
В XIII веке раби Моше ди-Леон обнародовал основополагающий каббалистический труд — книгу Зоар.
Исследования святого языка [↑]
Золотой век евреев Испании подарил нам целую плеяду мудрецов, которые систематизировали правила грамматики, а также значительно обогатили словарный запас святого языка. Благодаря трудам языковедов Средневековья была описана четкая система правил языка Танаха, на которую опирались все известные комментаторы Танаха, такие, как Раши, Ибн-Эзра, Рашбам, Радак и др.
Среди выдающихся исследователей языка — раби Менахем бар-Яаков ибн-Сарук, раби Дунаш бен-Лабрат а-Леви, раби Йона ибн-Джанах и раби Йеуда бар-Давид ибн-Хаюдж. Ибн-Джанаху принадлежит описание глагольных форм в рамках системы трехбуквенных корней.
Исследования святого языка, проведенные в тот период, послужили основой для воссоздания современного иврита.
Поэтическое творчество ришоним [↑]
В период ришоним, во многом благодаря систематизации правил святого языка, развился особый поэтический жанр — «пиютим», гимны религиозного содержания. Многие из гимнов и элегий, написанных в эту эпоху, входят сегодня в состав будничных и праздничных молитв.
Среди выдающихся поэтов той эпохи — раби Шимон бар-Ицхак, раби Йеуда а-Леви, раби Шломо ибн-Габироль и др.
Завершение эпохи [↑]
Концом эпохи ришоним принято считать 1492 год — год изгнания евреев из Испании. Однако по существу для ашкеназского еврейства период ришоним закончился столетием раньше, после волны погромов в общинах Германии, спровоцированных обвинением евреев в распространении чумы (1348). Одним из последних мудрецов — ашкеназских ришоним — принято считать Маариля. Он описал традиции уничтоженных общин Германии в сборнике «Сефер Маариль».
С завершением периода ришоним ашкеназский центр изучения Торы перемещается в Восточную Европу, главным образом, в Польшу. Евреи, изгнанные из Испании, селятся в пределах Османской империи и в Эрэц-Исраэль, где главным центром Торы становится Цфат.
Территориальные перемещения и трагические события конца XV века положили начало новому этапу в еврейской истории — эпохе Ахроним —мудрецов Торы «позднего» периода, который продлится до прихода Машиаха.