Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
ок. 4705 /945/ — ок. 4760 /1000/ гг.

Раби Йеуда бар Давид Ибн Хаюдж (ок. 4705 /945/ — ок. 4760 /1000/ гг.) — выдающийся исследователь языка Писания.

Родился в марокканском городе Фесе.

В 4720 /960/ году переселился в Кордову, столицу Андалусии, где стал сотрудником и последователем р. Менахема ибн Сарука (см.). Когда разгорелась ожесточенная дискуссия вокруг составленного Ибн Саруком толкового словаря Махберет, Ибн Хаюдж написал «Ответ Дунашу бен Лабрату», а также выпустил в свет особый трактат Сефер аникуд, убедительно обосновав трактовку слов Торы в словаре своего учителя.

Развивая идеи Ибн Сарука, Ибн Хаюдж в дальнейших своих исследованиях сосредоточил внимание на анализе корневых основ слов Торы: именно ему принадлежит концепция, объясняющая все глагольные формы святого языка в системе трехбуквенных корней. Ибн Хаюдж посвятил специальные труды анализу нестандартных корней — с беглыми или удвоенными согласными. Написанные по-арабски, его труды были сразу же переведены на иврит и стали доступны знатокам Торы во Франции и Германии. Все последующие комментаторы Писания — и в самой Испании, и в Центральной Европе — опирались на его лингвистические открытия.

Учеником Ибн Хаюджа был р. Шмуэль Анагид (см.), глава следующего поколения мудрецов Торы.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.