Из цикла «История еврейского народа», темы: Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Болезни, Погромы, Кровавый навет
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут, который устанавливает строгие ограничения на продукты питания и правила приготовления пищи.
Этот факт послужил поводом для нового навета. Еврейская чистоплотность, предохранившая их от инфекции, вызвала волну ненависти у черни, не знакомой с основами гигиены. Повсюду распространялись слухи о том, что евреи отравили источники и колодцы.
В Берне (Швейцария) арестовали все еврейское население города. Под ужасными пытками некоторые из них «признались» в преступлении, т. е. во всем, чего требовали палачи. Врач Балавиньи из Савойи выдал рецепт зелья: порошок из высушенного сердца христианина в смеси с высушенными пауками, лягушками и ящерицами.
На основании этого «признания» начались массовые убийства. В Германии творилось неописуемое. Целые семьи запирали в домах и поджигали. В Шпейере две тысячи трупов заколотили в бочки и пустили по реке. В Страсбурге также около двух тысяч человек загнали в специально построенный сарай и подожгли. Остальным удалось бежать, оставив все свое имущество. Муниципалитет Страсбурга на сто лет запретил проживание евреев в городе. Более 600 человек вывезли на островок на Рейне, около города Базель, и всех сожгли живьем. Жгли еврейские книги и синагоги, заперев там молящихся евреев. В городе Вормсе евреи пошли на самосожжение, опередив христианских палачей.
В некоторых городах евреи оказали сопротивление. Во Франкфурте, в Майнце и в Кельне они задержали отряды головорезов, но те, как саранча, лезли по головам, лишь бы дотянуться до капли еврейской крови и до еврейского имущества. Когда бандиты все-таки ворвались в еврейские кварталы, вокруг запылал огонь — защитники подожгли себя сами.
Сотни общин прекратили свое существование. Большая часть оставшихся в живых немецких евреев переселилась в Польшу под защиту короля Казимира III Великого.
Кровавые события, продолжавшиеся более двух лет, серьезно подорвали экономику страны. Феодалы, получавшие от евреев значительные суммы в виде налогов, решили смягчить ситуацию. Они потребовали от короля «держать евреев», как держат рабочих на железных рудниках.
Те, кто скрывался в отдаленных деревнях и маленьких городках, не задетых чумой, стали возвращаться в родные места. Муниципалитеты заключали договоры с возвращенцами, разрешая жить в городах только за большие суммы денег. Все сферы ремесла, производства и торговли, занятые христианами, стали для евреев запретными.
Остались только мелкое ремесло, мелкая торговля и ростовщичество.
Король, феодалы и муниципалитеты делали все, чтобы гнёт был чувствительным, помимо налогов, отбирали часть имущества, отбирали и уничтожали долговые расписки и, как правило, не препятствовали грабежам и разбою, которые время от времени устраивали фанатики-священники и сопутствовавшая им чернь.
Гуситские войны явились причиной новых преследований. Чешский священник Ян Гус резко критиковал католическую церковь и требовал проведения реформ. Его вызвали на Собор в Констанце в 5175 (1415) году. Король обещал ему неприкосновенность, но не сдержал слова. Яна Гуса судили и сожгли как вероотступника.
Возмущенные смертью своего вождя, единомышленники Яна Гуса взялись за оружие. Под националистическими и антипапистскими знаменами гуситы напали на соседние немецкие княжества. Армии католиков терпели поражение.
Опять виновниками оказались евреи. Теперь в ход пошли слухи о еврейской помощи гуситам. Над евреями Германии снова нависла угроза расправы.
В эти дни признанный глава общин Германии раби Яаков Молин призвал поститься три дня и молиться Всевышнему. Молитвы и пост были приняты. Всевышний услышал свой народ.
Как только солдаты короля узнали о приближении войск гуситов под водительством Яна Жижки, они побежали вспять. Чехи преследовали и били «воинов», умевших воевать только с безоружным народом. Опасность для евреев миновала.
Гуситские войны продолжались почти двадцать лет с переменным успехом. В конце концов, католическая церковь и короли оказались сильнее. В Центральную Европу пришел временный «мир».
Короли, феодалы и города с неизменным удовольствием наживались на евреях. Продавали и закладывали имущество, людей, закладывали даже целые общины.
Со временем почти все сферы деятельности, приносившие евреям хотя бы незначительный доход, были заняты христианами. Евреям приходилось переселяться в другие места. Через некоторое время только в маленьких отдаленных городках Германии остались еврейские общины.
По дорогам Европы бродили странствующие фанатики-монахи и в своих проповедях подстрекали христиан к погромам. Один из таких негодяев — Капистрано в 5210 (1450) году объявился в Германии.
Талантливый оратор, он на площадях обвинял грешников-правителей в пособничестве евреям, евреев обвинял во всех смертных грехах, провоцировал столкновения. Пользовался он привычными и излюбленными приемами — кровавым напетом и клеветой об осквернении «святого причастия».
Этот монах натравил жителей города Бреслау на евреев, и один из мучеников под жестокими пытками «признался» в краже «святого причастия». На основании этого «признания» сожгли на костре более сорока человек, детей отобрали у родителей и отдали их в христианские монастыри. Остальных евреев изгнали из города.
В городе Тренто (Триенте), в Северной Италии, в одной христианской семье пропал ребенок. Его тело было найдено через три дня в маленькой речушке около еврейского дома. Шмуэль, хозяин дома, сообщил об этом полиции. Так завязалась новая драма с типичным для христианского мира того времени концом.
Кроме Шмуэля арестовали еще пятерых евреев. Всех подвергли таким пыткам, о которых и сейчас невозможно читать без содрогания. Необходимое «признание» было получено, начались казни.
Францисканцы-монахи во главе с Бернардино де Фельтре объявили погибшего ребенка святым и стали повсюду рассказывать, что его тело творит чудеса. По дорогам Италии ходили проповедники и рассказывали о «злодеяниях евреев».
Папа приказал расследовать обстоятельства гибели ребенка, и следствие установило, что евреи непричастны к происшедшему. Была создана повторная комиссия, подтвердившая выводы первой. На, основании этого расследования папа запретил распространять клевету и преследовать евреев. Тем не менее 1475 человек было осуждено, и евреев изгнали из страны.
Эхо событий достигло Германии, где население принялось выдумывать новые наветы. Епископ Регенсбурга решил воспользоваться обострением ситуации, чтобы уничтожить живущих в городе евреев и присвоить всё их имущество. Он арестовал руководителей еврейской общины во главе с раби Исраэлем Бруно.
Король Фридрих III приказал освободить арестованных, но муниципалитет ослушался короля. Король объявил городу бойкот и преследовал правителей города до тех пор, пока его приказ не был выполнен.
Но вскормленная проповедниками ненависть принесла «плоды». В 5277 (1517) году евреи, жившие в Регенсбурге почти тысячу лет, были изгнаны из города.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»