Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Изгнание из Испании

В 1492 году пришел конец славному центру еврейской культуры в Испании, чьими великими достижениями мы питаемся и поныне.

Оглавление

Инквизиция [↑]

Наследник арагонского престола Фернандо взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу. Объединением Арагона и Кастилии началось последнее действие трагедии испанского еврейства.

В план Фернандо и Изабеллы входил захват мусульманской Гренады, принуждение к крещению евреев и мусульман и превращение Испании в католическое королевство. Реализация плана началась с преследования анусим — насильственно крещеных. Королевская чета обратилась к римскому папе с просьбой устроить инквизицию, чтобы судить каждого подозреваемого в тайном исполнении еврейских обрядов.

Переговоры между папой и правителями Испании были довольно долгими: спорили из-за того, кому достанется конфискованное имущество. Фернандо нуждался в деньгах для войны с Гренадой. Он оказался настойчивее и сильнее, и папе пришлось уступить.

Первый суд инквизиции состоялся в Севилье в 5240 (1480) году. Он завершился ужасной церемонией, на которой заживо сожгли шестерых анусим. Это был большой праздник для священников и знати.

Огонь инквизиции прошел по Испании, только за один год в Севилье казнили 500 анусим. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам. Теперь любая семья евреев, перешедших в христианство, могла оказаться в руках инквизиции.

Торквемада [↑]

Убийства были выгодны королю, и поэтому он требовал от инквизиции усилить репрессии. Смертные приговоры выносились при малейшем сомнении в искренности новых христиан. Анусим просили папу защитить их от кровожадного короля. Вначале папа требовал присутствия на судилище епископов, чтобы убедиться, действительно ли там судят еретиков, но вскоре отказался от этого требования.

В 5243 (1483) году во главе инквизиции встал доминиканский священник Томазо Торквемада. Жестокий фанатик замучил тысячи человек. Его садизм перерос всякие границы. Это привело к тому, что анусим организовали заговор и убили Великого Инквизитора. Жуткие преследования обрушились на выкрестов. Многие из приговоренных к смерти проявляли удивительную силу духа. Десятки лет братья по крови осуждали их за предательство, но теперь, перед лицом смерти, они возносили еврейскую молитву.

Дикари-священники и взбудораженная толпа с изумлением наблюдали, как горящие в огне люди громко читали молитву Шма Исраэль

В первые двадцать лет правления Фернандо и Изабеллы преследованиям в основном подвергали новообращенных. Сами же евреи были в несколько лучшем положении. При всей своей ненависти к иноверцам, королевская чета откладывала претворение в жизнь заветной мечты — изгнания всего еврейского народа из Испании. Она еще нуждалась в еврейском таланте, еврейском уме, еврейском труде. Расчетливый король не поддавался нажиму супруги и давлению папы — евреи продолжали занимать высокие посты. В то время, как Торквемада сжигал в кострах инквизиции тысячи анусим, еврей дон Ицхак Абарбанель был министром финансов при дворе испанского короля.

Приговор [↑]

Десять лет объединенные армии Кастилии и Арагона вели войну с последним мусульманским государством на испанской земле. В 5247 (1487) году пала Малага, а еще через четыре года была покорена Гренада — последний оплот ислама на Пиренейском полуострове.

В зимний день 5252 (1492) года Фернандо и Изабелла торжественно въехали в захваченный город. Через восемьсот лет вся Испания снова стала христианской.

Еще до победы королевская чета предложила папе изгнать евреев из подчиненных им областей. Папа не решался на столь строгие меры, но испанские властители горели нетерпением осуществить давний замысел. Весной 5852 (1492) года в Гренаде был зачитан указ, обязывающий евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона.

Евреям разрешили продать свое имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением золота, серебра; жемчуга и драгоценных камней. Даже самые богатые должны были отправиться в галут (изгнание) нищими.

Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с доном Ицхаком Абарбанелем пытались добиться отмены жестокого приговора. Королю предложили огромный выкуп. Жадный король заколебался. Но инквизиторы пригрозили ему, и просьба евреев была отклонена. Король предложил Абарбанелю сделать исключение в его пользу, но дон Ицхак с достоинством отказался и предпочел разделить судьбу своего народа.

Началась массовая распродажа. Покупатели-христиане, знавшие указ в деталях, забирали еврейское имущество за символическую плату. Дом шел за осла, виноградник — за кусок ткани…

Изгнание [↑]

Торквемада и его приспешники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. Полки доминиканцев вышли читать проповеди для обращения грешников в лоно церкви, проповеди о «любви к ближнему». Но подавляющее большинство еврейского народа выдержало испытание. Лишь немногие — те, кого ничему не научил опыт предыдущих десятилетий, пожелали остаться в Испании. Сотни выкрестов горько раскаялись в измене, всходя на костры инквизиции.

Итак, значительная часть еврейства Кастилии и Арагона еще больше укрепилась в своей вере и приняла новое изгнание. Многие поспешили покинуть Испанию задолго до назначенного срока, а некоторые оставались до последнего дня.

В соответствии с датами, указанными в тексте декрета и других добавочных документах, днем, назначенным для отъезда всех евреев Испании должно было стать 7 Ава.

Но дон Ицхак в своей книге «Мааяней Иеошуа» утверждает, что изгнание произошло 9 Ава, в день траура по разрушенному Иерусалимского Храма.

Очевидно, что выселить до 7 Ава — 31 июля — всех евреев не удалось, и Фернандо продлил срок до 2 августа. В этот день, 9 Ава 5252 (1492) года — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма — последний еврей покинул пределы Испании.

Около двухсот тысяч евреев покинули страну, где они прожили более тысячи лет, где были когда-то полноправными гражданами, внесшими немалый вклад в культурную жизнь Испании и европейского еврейства.

Так пришел конец славному центру еврейской культуры в Испании, чьими великими достижениями мы питаемся и поныне.

Испытания изгнания [↑]

Часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну.

Часть беженцев оказалась в Северной Италии, некоторое их количество на короткий срок нашло приют в королевстве Наваррском. Большая группа евреев, в которой был дон Ицхак Абарбанель, поселилась в Южной Италии. Небольшое число укрылось в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.

Но основная масса направилась в Северную Африку. Десятки тысяч евреев достигли берегов Северной Африки, и немало полегло в дороге, не выдержав тягот пути.

То, что евреям разрешали селиться в тех или иных странах, вовсе не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям, обессилевшим от дорожных переживаний, различных болезней и голода. У многих даже не было иного выбора, кроме как вернуться в Испанию.

Евреи, нашедшие приют в Неаполе, через несколько лет были изгнаны и оттуда. Большое бедствие ожидало евреев в Португалии: не прошло и пяти лет, как им пришлось бежать и оттуда.

Во вступлении к своему комментарию к книге Царей — «Млахим», дон Ицхак Абарбанель рисует волнующую картину страданий, перенесенных изгнанниками. «Их уделом были тяжкие и многочисленные испытания, ограбленные и лишенные всего, обреченные на голод и эпидемии, проданные в качестве рабов и слуг во все стороны света. Некоторые отправились морем, не боясь бурных вод, но и там рука Б-га покарала их: было много тех, кто, сгорев вместе со своими кораблями, узнали одновременно муки воды и огня…»

«Хевет Иеуда» рава Шломо ибн Вирга, который также познал трагические события изгнания, рассказывает трагические истории, описывающие стойкость евреев в несчастье. «Кое-кто после многих перипетий добрался до незнакомого берега. Среди них был один еврей, сопровождаемый женой и двумя сыновьями. Они изо всех сил пытались отправиться в путь, но жена, сделав несколько шагов, упала замертво. Мужчина поддерживал своих детей, но, побежденные голодом, все трое вскоре потеряли сознание. Когда еврей очнулся, он увидел рядом с собой двух мертвых сыновей. Тогда в отчаянии он закричал: “Господин мира! Что только ты не делаешь, чтобы я отказался следовать за тобой. Однако будь уверен, что я еврей и останусь евреем, и что все, что со мной произошло, и все, что еще может случиться со мной по твоей воле, не сможет ничего сделать с этим”. Затем он сгреб землю и траву, чтобы покрыть этим своих детей, и отправился искать обитаемое место».

Испанские евреи и их потомки [↑]

Изгнание из Испании продолжило еврейскую историю галута и скитаний. Подобные события, хотя и в значительно меньших масштабах, ранее имели место в Англии, Франции и различных немецких княжествах.

Изгнанники из Испании основывали общины, и их традиции, их подход к изучению Торы, переплетаясь с традициями еврейских общин Северной Африки, Ближнего Востока и других общин Средиземноморья, во многом послужили основой для сефардской традиции Иудаизма.

Многие евреи обосновались в Северной Африке, но были и те, кто предпочли продолжить свой путь по направлению к Египту и прочим землям, находящимся под турецким правлением и лежащим на пути к Эрец Исраэль. Среди них — раби Яаков Бейрав, раби Авраам Захут, раби Давид Бен Зимра (Радбаз), раби Моше Алхакер, раби Иеуда Хаят.

Через несколько десятилетий в Святой Земле расцвела община Цфата, где собрались великие раввины, каббалисты и мудрецы Торы, их влияние и труды во многом определили развитие еврейской мысли и изучения Торы на все последующие века.

Место приюта [↑]

[↑]

Совершенно понятно, что большая часть изгнанников искала убежище в странах, граничащих с Испанией. В частности, евреи Кастилии отправились в сторону Португалии, король которой согласился дать им временный приют при условии повышенной оплаты права вхождения в страну. Десятки тысяч других евреев достигли берегов Северной Африки. Небольшое число укрылось в Италии, во французской Наварре, в венецианском графстве или в провинциях Оттоманской империи.

Однако это не означало, что настал конец их волнениям. Если, к примеру, король Марокко открыл для них ворота своего королевства, его подданные отнюдь не были приветливы к этим евреям, обессилевшим от дорожных переживаний, различных болезней и голода. У многих даже не было иного выбора, кроме как вернуться в Испанию.

Выводить материалы