Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Выдающийся комментатор Писания и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен

Раби Шломо Ицхаки (Раши; 4800-4865 /1040-1105/ г.) — выдающийся комментатор Писания и Талмуда; один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Происходил из рода царя Давида.

В книгах кабалистов указано, что он был новым воплощением души Рава, основателя знаменитой ешивы в вавилонском городе Суре (Гилгулей нешамот; Седер адорот).

Раши появился на свет в год, когда умер глава предыдущего поколения мудрецов рабейну Гершом Меор агола — вновь подтвердилась закономерность, сформулированная в Талмуде: «не покидает мир праведник прежде, чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б).

Раши родился на севере-востоке Франции, в городе Труа, расположенном на реке Сене. Его матерью была дочь выдающегося мудреца и поэта из германского города Майнца р. Шимона Агадоля.

В юности учился у своего отца, р. Ицхака, а также у брата матери, р. Шимона бар Ицхака, наставником которого был рабейну Гершом Меор агола. Свое образование Раши продолжил в ешивах Германии: в Майнце он стал ближайшим учеником р. Яакова бар Якара — именно его Раши называет в своих комментариях мори азакен (мой старый учитель). Раши писал о р. Яакове: «Мои замыслы, мои толкования и мое понимание вышли от него».

Уже в этот период Раши начинает работать над осуществлением грандиозного замысла: прокомментировать на святом языке, иврите, все книги Священного Писания и весь Талмуд. Многое из найденного в старинных свитках и услышанного от наставников Раши записывал в специальные тетради — кунтресим: впоследствии эти ученические записи стали основой его прославленных комментариев.

После смерти р. Яакова бар Якара, последовавшей в 4824 /1064/ году, он продолжил обучение у р. Ицхака бен Йеуды, ставшего новым главой ешивы в Майнце, а затем — у р. Ицхака Алеви в ешиве города Вормса. Все три основных наставника Раши были выдающимися учениками рабейну Гершома Меор агола.

Предание рассказывает, что, когда период ученичества завершился, Раши, оставив семью в Труа, «отправился в галут» — в длительное путешествие по общинам диаспоры: он стремился познакомиться с выдающимися мудрецами и методами изучения Торы, принятыми в других землях.

Когда Раши отправился в путь, ему было тридцать три года. В течение семи лет своего добровольного изгнания он побывал в Италии, Греции, Египте, а также в Земле Израиля, затем посетил Персию — и закончил путешествие в уже знакомой ему Германии (Седер адорот). Есть свидетельства, что он побывал также в Праге и в городах Испании (Сарей амеа 4:6).

Возвратившись в свой родной город, Труа, Раши основал там ешиву. После 4856 /1096/ года, когда в результате первого крестового похода процветающие еврейские общины в Германии были почти полностью уничтожены, ешива Раши сделалась наиболее авторитетным центром изучения Торы в Европе.

Его ближайшими учениками были р. Симха из Витри, глава следующего поколения мудрецов Франции, и р. Ицхак бар Ашер (Рива), глава следующего поколения мудрецов Германии.

На протяжении всей своей жизни Раши продолжал работу над своими комментариями, добиваясь максимально возможной точности и стройности изложения и постоянно добавляя новые объяснения (лашон ахер): все кунтресим переписывались им трижды. Он успел завершить толкования на все книги Священного Писания и почти на все трактаты Талмуда, кроме трактатов Макот (эту работу завершил зять Раши р. Йеуда бар Натан) и Бава батра (комментарий на который завершил внук Раши р. Шмуэль бен Меир — Рашбам).

Толкования Раши отличаются особой ясностью и лаконичностью. Комментируя Священное Писание, он уделяет особое внимание точному уяснению пшата (простого смысла стиха Торы). В большинстве случаев его комментарии опираются на изречения мудрецов, приведенные в Талмуде и мидрашах. Он также использует сочинения своих старших современников, в первую очередь толкования р. Моше Даршана из Нарбонны, которого Раши цитирует особенно часто.

Комментарии Раши пользуются наибольшим авторитетом и популярностью: в большинстве изданий Танаха и Талмуда они приведены рядом с основным текстом в качестве необходимого дополнения.

Согласно преданию, Раши был также выдающимся знатоком медицины и целителем: он написал около ста трудов по медицине — существуют свидетельства, что к началу восемнадцатого века они еще были в хождении (Сарей амеа, там же).

Предание рассказывает, что один из предводителей крестоносцев герцог Годфрид Булонский, прослышав о великом еврейском мудреце из Труа, разыскал его и перед тем, как отправиться во главе ста тысяч рыцарей на завоевание Иерусалима, попросил, чтобы Раши без страха предсказал исход предприятия. И ответил Раши: крестоносцы овладеют святым городом, но затем будут изгнаны сарацинами, а сам Готфрид возвратится лишь с двумя всадниками. Разгневанный рыцарь пригрозил, что, если это предсказание не исполнится во всех деталях, он убьет и самого Раши, и всех евреев Франции.

В 4859 году /1099/ году крестоносцы под предводительством герцога Булонского захватили Иерусалим, но затем были разбиты и бежали из святой земли. Готфрид возвратился на родину с тремя всадниками — и первым делом отправился в Труа, чтобы, как он и обещал, расправиться с Раши и его единоверцами. Когда рыцари въезжали в ворота города, с городской стены сорвался камень и убил одного из трех всадников, сопровождавших Готфрида.

В еврейском квартале Готфриду сообщили, что великого мудреца уже нет в живых (Седер адорот).

Раши умер 29 тамуза 4865 /1105/ года в Труа.

Его внуки р. Шмуэль бар Меир (Рашбам) и р. Яаков бар Меир (рабейну Там) стали лидерами своего поколения мудрецов Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше