Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли, родом из Каталонии

Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263/ г.) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Родился в испанской провинции Каталония — в г. Героне, недалеко от границы Прованса. Двоюродный брат великого мудреца Рамбана — их матери были родными сестрами.

В юности учился в ешивах Франции, у авторов Тосафот. Затем изучал Тору в Провансе у законоучителя р. Шломо бар Авраама из Монпелье.

Возвратившись в Испанию, р. Йона возглавил ешиву в г. Барселоне. Ближайшим его учеником стал р. Шломо бар Авраам (Рашба;) — будущий духовный лидер евреев Испании.

В 4992 /1233/ году наставник р. Йоны, р. Шломо из Монпелье, возглавил борьбу мудрецов Прованса против изучения мировоззренческих трудов Рамбама, и в первую очередь, его книги Море невухим (Путеводитель заблудших). Многим выдающимся знатокам Торы казалось, что рационалистический подход Рамбама к основам веры противоречит традиции: особенный протест вызывала у них попытка синтезировать еврейское миропонимание с методологией Аристотеля. Мудрецов Прованса поддержали и ведущие авторы Тосафот, и глава испанских евреев, выдающийся законоучитель из Толедо р. Меир Абулафия (Рама;). Р. Йона тоже горячо поддержал борьбу своего наставника.

В 4998 /1238/ году по решению ряда авторитетных раввинов свитки Море невухим и некоторых других книг Рамбама были публично сожжены в Париже и Монпелье. Эти костры привлекли внимание церковников — и спустя всего три года по всей Франции были конфискованы и подвергнуты публичному сожжению свитки Талмуда.

Р. Йона увидел прямую связь между этими двумя публичными казнями книг. Он раскаялся в содеяном и дал обет совершить паломничество в Землю Израиля, чтобы там, собрав миньян на могиле Рамбама, прилюдно попросить прощения у великого мудреца и произнести видуй (покаянную декларацию): «Я согрешил перед Б-гом Израиля в том, что порочил книги р. Моше бар Маймона…». Вместе с тем он обязался глубоко изучать труды Рамбама — в дальнейшем р. Йона постоянно ссылался на его мнения и цитировал их в своих книгах.

Направляясь в Землю Израиля, рабейну Йона остановился в г. Толедо — здесь его уговорили остаться и возглавить ешиву. Его уроки привлекли в Толедо молодых знатоков Торы со всей Испании и из других стран.

В Толедо были созданы основные его труды. Он написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Бава батра и Санхедрин. Кроме того, основываясь на конспектах уроков рабейну Йоны, его ученики составили комментарий к тому разделу кодекса Рифа, который посвящен талмудическому трактату Брахот — в классических изданиях Талмуда эти комментарии печатаются рядом с текстом кодекса Рифа.

Но особенную славу р. Йоне принесли его труды по еврейской этике — комментарии к Мишлей (Притчам Шломо) и к трактату Авот, содержащему изречения мудрецов эпохи Мишны. Его книга Шаарей тшува (Врата раскаяния), призывающая к трепетному служению Творцу и действенному благочестию, стала классическим произведением литературы мусара (еврейской этики).

Рабейну Йона скоропостижно скончался в Толедо, на восьмой день месяца мархешван 5024 /1263/ года.

Повествуется, что как раз в это время в Героне разрешилась от бремени его дочь, которая была женой р. Шломо бар Моше, сына Рамбана. И когда у Рамбана спросили, какое имя дать новорожденному, он ответил, что ребенка следует назвать Йоной — в честь деда, чтобы осуществился знаменитый принцип «И восходит солнце, и заходит солнце» (Коэлет 1:5) — «не покидает мир праведник, прежде чем рождается праведник, подобный ему» (Кидушин 72б). …Через несколько дней из Толедо пришла весть о том, что р. Йона умер еще до рождения своего внука.

Многие современники утверждали, что внезапная смерть стала наказанием Небес за невыполнение обета совершить паломничество в Святую Землю, к могиле Рамбама (Праким бетолдот Исраэль).

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.