Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Раши, Тосафот, Рав Александр Кац, Франция
Раби Ицхак бар Шмуэль (Ри аЗакен; умер ок. 4950 /1190/ г.) — один из величайших баалей Тосафот (авторов Тосафот), глава поколения мудрецов Франции.
Его отец, р. Шмуэль, был сыном видного ученика Раши р. Симхи из Витри, а мать — внучкой Раши: дочерью ученика Раши р. Меира бар Шмуэля и родной сестрой величайших мудрецов поколения — Рашбама, Ривама и рабейну Тама.
Изучал Тору у братьев матери: сначала у Ривама, а после его смерти — у рабейну Тама в ешиве г. Рамерю.
Был секретарем рабейну Тама: помогал ему при составлении респонсов — развернутых ответов на сложные алахические вопросы, присылаемые главе поколения со всех концов еврейского мира.
После разрушительного погрома 4907 /1147/ года, когда тяжело раненный и ограбленный крестоносцами рабейну Там навсегда покинул Рамерю, р. Ицхак (Ри) некоторое время возглавлял осиротевшую ешиву. Затем ученики получили возможность продолжить занятия с рабейну Тамом в Труа, а Ри, перебравшись в небольшой городок Дампиер, основал там собственный дом учения. Вместе с тем, за решением наиболее сложных проблем он по-прежнему обращался к рабейну Таму, постоянно поддерживая с ним переписку, — Ри следовал алахическим решениям своего наставника, даже когда не разделял его точку зрения (Тосафот на Бейца 17б).
После смерти рабейну Тама, последовавшей в 4931 /1171/ году, Ри становится признанным главою мудрецов Франции.
Как и подобает подлинному еврейскому лидеру, Ри аЗакен отличался исключительной кротостью и благочестием. Рассказывается, что «он молился особенно долго и, когда все уже покидали синагогу, по-прежнему стоял, погруженный в молитву» (Тосафот на Брахот 6а). Он держал много постов (см. Тосафот на Авода зара 34а), а в Йом кипур постился два дня подряд — подобно тому, как в диаспоре отмечают по два дня каждый праздник (Менахот, ПискейТосафот 201).
Дом учения Ри в Дампиере стал творческой лабораторией, в которой закладывались основы будущего грандиозного сборника Тосафот — коллективного комментария на Вавилонский Талмуд. В отличие от Раши, комментарии которого, в первую очередь, были нацелены на глубокое понимание каждого фрагмента Талмуда в отдельности, авторы Тосафот постоянно держали в поле зрения все фрагменты и разделы Талмуда, устраняя кажущиеся противоречия и несоответствия между ними. Сохранилось свидетельство о том, как происходила эта работа в доме учения Ри: «Рядом с ним учились шестьдесят раввинов, …каждый из них отличался особым знанием одного из трактатов; вместе вслух они исследовали Талмуд» — и каждый помогал сопоставить изучаемый фрагмент с тем трактатом, в котором был специалистом, — «…до тех пор, пока не прояснялись все спорные и сомнительные места» (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»