Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ашкеназы, Хазанут, Ришоним, Александр Кац, Обычаи
Раби Яаков бар Моше Алеви Мёллин (Маариль 5120–5187 /1360–1427/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер своего поколения.
Родился в Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Моше бар Икутиэля, главы общины Майнца. Затем учился в Австрии у р. Меира Сегаля из Вены (Маарама Сегаля; см.) и р. Авраама Клойзнера (Маарака; см.). Основным его наставником в Австрии стал р. Шолом бар Ицхак (Маараш; см.) из Нойштадта, — именно он оказал определяющее влияние на формирование взглядов молодого знатока Торы. Р. Яаков получил от своих учителей почетный титул Морейну (наш наставник), позволяющий быть судьей, а также заключать и расторгать браки.
В течение ряда лет Маариль странствовал по городам Германии, Австрии и северной Италии, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348/ года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря Маарилю и его ученикам.
Завершив свои странствия, Маариль основал ешиву в г. Майнце — многие из учеников жили прямо у него дома. Среди его учеников были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев — р. Яаков Вайль (Маарив; см.), р. Исраэль Исерлин (Маарай; см.), написавший книгу Трумат адешен, и р. Йосеф Колон (Маарик; см.).
Евреи Германии видели в Маариле главу своего поколения, из многих общин обращались к нему с алахическими вопросами. Триста пятьдесят его респонсов (тшувот) собраны в книгу Шеилот утшувот Маариль, которая впервые напечатана в Венеции в 5309 /1549/году.
Многочисленные законодательные решения Маариля, а также обычаи, которых он придерживался, приведены в книге Минъагей Маариль (Обычаи Маариля), составленной по записям его учеников. Маариль придавал особое значение неукоснительному соблюдению народных обычаев и традиций — он учил, что «каждый обычай наших отцов основан на тайных знаниях, в любом из этих обычаев нет ничего незначительного или случайного».
Маариль был выдающимся знатоком двух основных ответвлений ашкеназской традиции. Среди евреев прирейнских городов, Майнца, Шпеера, Вормса, Кельна и Франкфурта, сложился так называемый минъаг Рейнус (рейнские обычаи), а в восточных областях Германии и Австрии — минъаг Ойстрах (австрийские обычаи). С обычаями австрийских общин Маариля познакомили его учителя в Вене; сам же он соблюдал и кодифицировал именно минъаг Рейнус, воспринятый им ещё в родительском доме.
Маариль был прославленным шацем (шац — сокращение от шалиах цибур — ведущий общинную молитву). Соблюдаемые им традиции ведения молитвы, а также многие его мелодии стали общепринятыми среди ашкеназских евреев.
Псаки (алахические решения) и обычаи Маариля определили ашкеназскую трактовку многих законов — большинство его псаков выдающийся кодификатор Рамо (см.) внес в свою книгу Мапа (Скатерть), ставшую интегральной частью кодекса Шульхан Арух.
Маариль скончался в Вормсе — на 21 день месяца элуль 5187 /1427/ года.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»