Из цикла «История еврейского народа», темы: Рабейну Там, Маарам из Ротенбурга, Антисемитизм, Ришоним, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Тосафот, Германия, Аутодафе, Франция, Рашбам, Раби Йеуда а-Хасид
У Раши (раби Шломо Ицхаки) не было сыновей. Три его дочери вышли замуж за трех его учеников. Одного из учеников звали раби Меир.
Всевышний благословил раби Меира четырьмя сыновьями, ставшими со временем великими знатоками Торы. Это раби Шмуэль, раби Яаков, раби Ицхак и раби Шломо.
Раби Шмуэль бар Меир (Рашбам) изучал Тору еще у своего великого деда Раши. Завершив неоконченное толкование Раши к талмудическому трактату Бава батра, он написал комментарий к последней главе трактата Песахим. Его комментарии к Талмуду были более распространенными, чем у Раши, но в комментариях к Торе его отличает краткость. Он удовлетворяется объяснением простого смысла стиха, принимая во внимание, что агадот и толкования наших мудрецов непревзойденно изложены его дедом.
Самым молодым и самым известным из четырех братьев был раби Яаков, которого по стиху Писания «И Яаков — человек праведный…» назвали также Рабейну Там — наш праведный учитель.
Рабейну Там пользовался огромным авторитетом у евреев Франции и Германии. Даже из славянских стран прибывали ученики, желавшие учиться в его ешиве, в Рамруге. Евреи разных стран обращались к нему за разъяснениями по всевозможным вопросам. Его мнение часто приводится в комментариях Баалей Тосафот к Талмуду.
Уже упоминалось, что во время II крестового похода Рабейну Там очень пострадал и чуть не был убит фанатиками, но его спас проезжавший мимо французский рыцарь.
В 4931 (1171) году на евреев города Блуа было возведено обвинение в ритуальном убийстве. 34 еврея, освятившие Имя Б-жье, отказались креститься и были сожжены на костре. Эта трагедия потрясла весь еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть святых мучеников. А спустя две недели, на четвертый день месяца тамуз, его не стало.
Кроме руководства ешивой, Рабейну Там и Рашбам считали необыкновенно важным наладить общинную жизнь. Они возглавили съезд, на который собрались выдающиеся знатоки Торы. На съезде были приняты постановления, регламентирующие жизнь еврейских общин, в особенности таких, которым погромы грозили более всего.
Целью этих решений было укрепление автономии еврейских общин. Были введены некоторые установления в семейной жизни, например, мужу запрещалось оставлять свой дом на срок более полутора лет.
Во времена кровавых наветов и фанатичной разнузданности несоблюдение еврейских законов и обычаев могло привести к новым бедам и несчастьям. Мудрецы постановили также отлучать от общины доносчиков и евреев, восстанавливающих против своих собратьев иноверцев. Запрещено было предоставлять еврею власть над своими собратьями, чтобы он не мог воспользоваться этой властью против своего народа.
Почти все комментаторы Талмуда в следующем поколении были учениками племянника Рабейну Тама раби Ицхака бен р. Шмуэля. Раби Ицхак бен р. Шмуэль сотни раз упоминается в комментариях Баалей Тосафот под именем Ри или Ри Азакен.
Рассказывают, что в его ешиве училось 60 выдающихся учеников, каждый из которых знал наизусть один из трактатов Талмуда. Когда они занимались под руководством учителя, то могли цитировать весь Талмуд по памяти.
Рабейну Там и раби Ицхак были лидерами своего поколения. Природная острота ума давала им возможность разобрать мнимые противоречия и сравнением различных мест Талмуда проявить его несравненную глубину. Противоречия эти, объясняли они, только кажущиеся, а тот, кто от поверхностного чтения переходит к углубленному изучению, видит единый замысел толкований мудрецов в разных трактатах Талмуда.
Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны. Пояснения комментаторов показывают нам путь к пониманию Талмуда.
В комментариях Баалей Тосафот к Талмуду упоминается имя раби Эльханана, сына раби Ицхака. Раби Эльханан освятил Имя Всевышнего и трагически погиб еще при жизни своего отца.
У раби Ицхака было много друзей и учеников. Среди них выделялись раби Яаков из Орланша (Орлеана), растерзанный обезумевшей чернью во время коронования английского короля Ричарда, и раби Шимшон из Шанца, составивший комментарии к Мишне. Вместе с тремястами раввинами из Франции и Англии он в 4971 (1211) году прибыл в Эрец Исраэлъ.
Спустя тридцать лет тяжелый удар был нанесен французскому еврейству. Выкрест Николас Данин оклеветал наше учение, и король Франции Луи IX приказал организовать диспут, чтобы выдающиеся раввины в присутствии короля, вельмож и христианских священников выслушали предъявленные евреям обвинения.
Диспут состоялся в Париже, в 5000 (1240) году. Главой группы еврейских мудрецов был раби Ихиель, руководитель парижской ешивы. Вероотступник Николае утверждал, что Талмуд хулит христианство и христиан, призывает их проклинать и обманывать.
Доказывая лживость предъявленного обвинения, раби Ихиель объяснял, что в Талмуде речь идет не о христианах, а об идолопоклонниках, об обмане же и говорить нечего, так как строго запрещено обманывать как евреев, так и неевреев.
Тем не менее, вопреки очевидности, христианские священники утвердили ложное обвинение, и король приказал, чтобы евреи под страхом смерти передали все экземпляры Талмуда христианским священникам.
Все старания раввинов отменить королевское постановление были тщетными. В месяце тамуз 5002 (1242) года христианские священники погрузили на 24 повозки отнятые у евреев ценнейшие свитки Талмуда, свезли их на одну из площадей Парижа и устроили жуткий костер. В этом костре сгорели сотни драгоценных рукописей, переписанных благочестивыми мудрецами многих поколений.
Один из учеников ешивы, известный впоследствии как раби Меир из Ротенбурга, оплакал эту трагедию в элегии «Спроси, сожженная в огне…»
Несмотря ни на что раби Ихиель продолжал руководить ешивой. Обладая незаурядными способностями, он учил Талмуду, цитируя его по памяти,. Он все еще надеялся, что королевское постановление будет отменено, и община сумеет воссоздать утраченное богатство.
Но запрет на Талмуд оставался в силе многие и многие годы. По прошествии времени раби Ихиель вместе со своим сыном уехал в Эрец Исраэль. Остававшиеся еще во Франции выдающиеся раввины умерли один за другим, не оставив после себя достойных учеников. Книг не было, ешивы опустели. Так закончился период комментаторов Талмуда во Франции.
Многие комментаторы Талмуда в Германии в молодости обучались в известных французских ешивах. Вернувшись в свои общины, они создали свои школы изучения Торы и Талмуда. Одним из крупнейших комментаторов Талмуда в Германии был раби Йеуда Ахасид, написавший «Книгу благочестивых». В поколениях евреев эта книга пробуждала беззаветную любовь к Б-гу, благочестие, скромность, Б-гобоязненность, любовь к ближнему.
Духовным вождем и высшим авторитетом германского еврейства был раби Меир бен Барух (Маарам) из Ротенбурга. Именно он собрал все труды комментаторов Талмуда и через своих учеников передал их последующим поколениям. Раби Меир бен Барух намеревался выехать в Эрец Исраэль, но был заключен в крепость, где и умер в заточении.
В Южной Франции, в Провансе, также существовали ешивы, в которых учили и учились немало выдающихся знатоков Торы и Талмуда. Сложилось так, что они в основном поддерживали связи с общинами Испании, а не с евреями Северной Франции.
Центром изучения Торы в Провансе был город Нарбойа. Во времена Рабейну Тама бейт дин и ешиву возглавлял раби Авраам бен Ицхак, автор алахической книги Аэшколь. В литературе он известен как Paавад. Под тем же именем упоминается и его выдающийся зять — раби Авраам бен Давид из Поскьера, автор многих трудов и, в частности, критических замечаний к книге Рамбама Мишнэ Тора.
Учеником раби Авраама бен Ицхака был раби Зрахия Алеви. Он родился в Героне (Испания) и затем обосновался в Люнэле (Южная Франция). Еще в молодости он написал Амаор Агадоль — знаменитый комментарий к трудам Рифа (раби Ицхак Алфаси), и, хотя впоследствии он написал немало книг, с тех пор и до сего дня его называют Бааль Амаор.
В Нарбоне обосновалась также вышедшая из Испании семья Кимхи. Давид Кимхи — Радак — написал комментарии к большей части Танаха. Его комментарии отличаются точностью и лаконичностью языка, очень просты и понятны, и, как и комментарии Раши, основаны на высказываниях наших мудрецов. Радак написал также книгу по грамматике иврита под названием «Книга корней». В споре, разгоревшемся в еврейском мире вокруг книг Рамбама, он стал активным их защитником.
Другая еврейская семья, Ибн Тибон, внесла большой вклад в сохранение и развитие еврейских духовных ценностей, переведя на иврит сочинения выдающихся мыслителей нашего народа, написанные на арабском языке. Раби Йеуда ибн Тибон перевел книгу раби Саадии Гаона Эмунот вэдеот, а также книгу Ховот Алевавот раби Бахьи ибн Пакуды.
Сын раби Йеуды раби Шмуэль Ибн Тибон перевел книгу великого Рамбама Морэ Нэвухим.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»