Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Самоубийство, Самопожертвование, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Крестовые походы
В 4831 (1071) году сельджуки захватили Иерусалим. В Европу пришли сообщения о том, что мусульмане притесняют христианских паломников, а также жалобы на «богоубийц-евреев», оскверняющих святые места. Об этом рассказывал папе Урбану II французский монах Петр из города Амьена.
Все, откликнувшиеся на призыв папы, нашили на свои одежды кресты. Во главе создававшихся отрядов становились знатные воины, рыцари, на их щитах также красовались огромные кресты. Поэтому всех, принявших участие в паломничестве-походе, стали звать крестоносцами, а этот первый и все последующие походы в Эрец Исраэль стали называть «крестовыми походами».
Предвкушая наживу, десятки тысяч дикарей стали стекаться под крестовые знамена в начале 4856 (1096) года. Свое «святое» дело они начали уже во Франции.
Кто-то распространил изречение: «Мы едем в дальние страны, чтобы отомстить мусульманам. А вот евреи, отцы которых убили нашего бога, находятся среди нас. Воздадим же вначале евреям — обратим их в христианство или уничтожим!»
С этими лозунгами евреев города Руана потащили в местную церковь и убили всех, отказавшихся принять христианство. Тысячи беженцев потянулись по дорогам Франции, спасаясь от озверевшей при виде крови «армии христовой». Для народа Израиля настали черные дни.
Евреи Германии были какое-то время уверены в своей безопасности. Им передали просьбу их собратьев из Франции молиться за оставшихся в живых, они получили предупреждение об опасности, но не усмотрели в происходящем достаточных причин для беспокойства. А в это время герцог Готфрид Бульонский уже призывал отомстить евреям за кровь Иисуса.
В Кельне бандиты обнаружили, что еврейские дома пусты. Местные жители и крестьяне близлежащих деревень спрятали их, оставшихся епископ тайно увел в укрытия. Только один мужчина и две женщины попались убийцам и были растерзаны.
Стервятники врывались в дома, выносили вещи, грабили и оскверняли синагоги, глумились над священными книгами и жгли их.
Через три недели поиски бандитов увенчались успехом. Евреи были обнаружены в своих укрытиях. Начались массовые убийства и самоубийства. С возгласом Шма Исраэль еврейские семьи бросались в воды Рейна.
Рав Шмуэль вошел в воду вместе с сыном. В руке его был кухонный нож. Сын подставил горло под нож, и благочестивый отец благословил: «За святость Имени Б-жьего!», сын ответил: «Амен!» (Да будет так). Мальчик упал, а все стоявшие рядом воскликнули: Шма Исраэль. Осиротевший отец передал нож стоявшему рядом и пал на тело сына. Нож переходил из рук в руки, пока все тела не ушли в воды Рейна.
С тех пор эту реку называют «благочестивый Рейн».
События 1096 года остались в памяти еврейского народа как «предопределения Б-жьи» 4856 года. И поныне 9-го ава, в день разрушения I и II Храмов, вспоминают святых мучеников, которые погибли, освятив Имя Всевышнего. Потому что «смерть праведников подобна разрушению Храма».
Через год из Италии вернулся Генрих IV. Возмущенный событиями, он принял перед своими вассалами на Майнце торжественную присягу соблюдать «земский мир», в которой отдельно оговаривалась необходимость защиты жизни евреев. Все, крещенные насильно, могли вернуться к соблюдению заповедей Торы.
Легионы крестоносцев ушли в Венгрию. Но там они получили достойное возмездие, большая часть их была уничтожена венгерскими войсками. Оставшиеся, под предводительством герцога Готфрида, добрались до Эрец Исраэлъ и в 4859 (1099) году захватили Иерусалим.
С особой жестокостью убивали захватчики жителей города, мусульман и евреев. Прятавшиеся в синагогах были сожжены заживо, бежавших вылавливали и закалывали или продавали в рабство. Пострадали все еврейские поселения за исключением Галилеи. На залитой еврейской кровью земле было создано Иерусалимское королевство, в границы которого вошли и земли Сирии.
Около двухсот лет христиане правили в Эрец Исраэлъ. Все это время мусульмане противостояли им, отбирая у крестоносцев те или иные города и районы. Например, в 4904 (1144) году сельджуки захватили главный город Эдесского графства крестоносцев. В ответ на победы исламской сабли десятки тысяч христиан в ходе новых и новых крестовых походов приходили из Европы, восстанавливая хрупкое равновесие. Только в 5051 (1291) году пала последняя христианская крепость Акко.
Представители общины Майнца обратились к императору Генриху IV, находившемуся в это время в Италии, с просьбой защитить их Император сурово предостерег вождя крестоносцев Готфрида и других военачальников, но солдаты, бывшие крестьяне и городская чернь, неудержимым потоком хлынули из Франции и Лотарингии по дорогам Германии и Рейнской области, убивая и грабя еврейское население. Преступления совершались под лозунгами религиозного экстремизма.
Дни отсчета омера стали для евреев рейнского округа днями смерти, 8-го числа месяца ияра крестоносцы прибыли в городок Ашпира. Евреи спрятались, но 10 человек попали в руки убийц и были растерзаны. Гибель всей общины предотвратил епископ Ашпиры, разогнавший банду.
Участие в походе предвещало легкую поживу, и поэтому отряды крестоносцев быстро пополнялись благодаря прибывающим в большом количестве сомнительным элементам. 23 ияра крестоносцы осадили замок епископа Вормса, где укрылись евреи. Но многие из них оставались в городе и стали первыми мучениками общины Вормса.
По улицам волоком тащили мужчин, женщин, стариков. Немногие крестились под страхом смерти. В рош ходеш (новомесячье) сиван, в месяц вручения Торы, погибли те, кто укрылся во дворце епископа. Семь дней епископ пытался спасти их, но, в конце концов, признался в своем бессилии и посоветовал принять христианство. Евреи попросили дать им время на размышление. Епископ, надеясь на благой исход, согласился. Все евреи собрались в большом зале дворца и заперли двери. Прошло время, ответа не было и, когда крестоносцы открыли двери зала, перед ними предстало ужасное зрелище: убитые евреи лежали семьями, мужчины закололи своих жен, детей и в конце — себя. Чтобы не нарушить клятвы, данной их отцами на горе Синай, они освятили Имя Б-жье своей смертью.
Смущение бандитов было недолгим. Как стервятники накинулись они на трупы, срывая одежду и драгоценности.
В Вормсе погибло 800 человек.
Когда легионы крестоносцев приблизились к Майнцу, епископ Майнца предложил местной еврейской общине укрыться в его роскошном дворце. В рош ходеш сиван евреи вошли в крепость, и воины епископа закрыли за ними городские ворота.
Но прошло два дня, ворота были открыты, епископ бежал, а его солдаты присоединились к тысячной толпе погромщиков. Евреи во главе с Калонимосом бен Мешуламом решили сопротивляться до конца, и последнее сражение продолжалось до тех пор, пока все евреи не были убиты или не покончили самоубийством.
Спастись удалось немногим. Погибло около 1 100 человек, четверо приняло христианство, но они тут же раскаялись в содеянном и покончили с собой.
С этого времени по 5277 (1517) год, т. е. до захвата турками, Эрец Исраэль находилась под египетским владычеством.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»