Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда праведник прилагает все свои душевные и физические силы, чтобы избежать зла и выбрать добро, он своими руками создает себе удел в грядущем мире.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Выдающийся законовед и комментатор Талмуда, был практикующим врачом

Раби Нисим бар Реувен (Ран; ок. 5070-ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375/ гг.) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

Родился в Барселоне. Получил разностороннее образование, включающее глубокие познания в медицине, — был практикующим врачом.

Возглавлял барселонскую ешиву. Среди его учеников особенную славу приобрели Риваш и р. Хасдай Крескас — духовные лидеры следующего поколения мудрецов.

Ран был общепризнанным главой мудрецов Испании. Из многих общин диаспоры обращались к нему за решением сложных алахических проблем — он составил несколько тысяч респонсов (тшувот).

Сохранилась лишь немногие из них — они собраны в книгу Тшувота-Ран (Ответы Рана).

Ран написал знаменитый комментарий на кодекс Рифа — его пояснения отличаются исключительной ясностью, глубиной и целостностью анализа.

Сохранились комментарии к четырнадцати разделам этого кодекса. В классических изданиях Талмуда они печатаются в приложении, рядом с основным текстом Рифа.

Эти комментарии очень широко изучаются; в ешивах всего мира они используются в качестве одного из самых важных пособий для углубленного постижения не только кодекса Рифа, но и самого Талмуда.

В 5120 /1360/ году Ран завершил хидушим — аналитические заметки к нескольким трактатам Талмуда. Особенно известны его заметки к трактату Недарим; в классических изданиях Талмуда они печатаются, подобно комментариям Раши, рядом с основным текстом. Заметки Рана служат основным пособием при изучении этого трактата Талмуда.

С разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше