Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законовед и комментатор Талмуда, был практикующим врачом

Раби Нисим бар Реувен (Ран; ок. 5070-ок. 5135 /ок. 1310-ок. 1375/ гг.) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.

Родился в Барселоне. Получил разностороннее образование, включающее глубокие познания в медицине, — был практикующим врачом.

Возглавлял барселонскую ешиву. Среди его учеников особенную славу приобрели Риваш и р. Хасдай Крескас — духовные лидеры следующего поколения мудрецов.

Ран был общепризнанным главой мудрецов Испании. Из многих общин диаспоры обращались к нему за решением сложных алахических проблем — он составил несколько тысяч респонсов (тшувот).

Сохранилась лишь немногие из них — они собраны в книгу Тшувота-Ран (Ответы Рана).

Ран написал знаменитый комментарий на кодекс Рифа — его пояснения отличаются исключительной ясностью, глубиной и целостностью анализа.

Сохранились комментарии к четырнадцати разделам этого кодекса. В классических изданиях Талмуда они печатаются в приложении, рядом с основным текстом Рифа.

Эти комментарии очень широко изучаются; в ешивах всего мира они используются в качестве одного из самых важных пособий для углубленного постижения не только кодекса Рифа, но и самого Талмуда.

В 5120 /1360/ году Ран завершил хидушим — аналитические заметки к нескольким трактатам Талмуда. Особенно известны его заметки к трактату Недарим; в классических изданиях Талмуда они печатаются, подобно комментариям Раши, рядом с основным текстом. Заметки Рана служат основным пособием при изучении этого трактата Талмуда.

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.