Раби Моше бен Нахман (Рамбан или Нахманид) родился в Испании приблизительно в 1194 году. Большую часть жизни раби Моше провел в испанском городе Героне. Он был учеником раби Натана бен Меира и раби Иеуды бен Якара, ученика Рицба, составителя Тосафот. Уже в молодом возрасте Рамбан написал свои объяснения к Талмуду «Хидушей Рамбан», а также «Сефер а-милхамот» и «Сефер а-зхут аль а-Риф». Две последних книги принесли Рамбану мировую известность. Это труды в защиту знаменитого кодекса еврейского закона Рифа, составленного на основе Вавилонского Талмуда, поражают бережным отношением к традиции и стремлением понять каждый нюанс алахических постановлений.
Раби Моше считался одним из великих мудрецов своего поколения. Им создано более пятидесяти книг о Танахе, Талмуде, еврейском законодательстве, философии, кабале и медицине. Все его книги заняли важное место в еврейской традиции. Особенно известен его комментарий к Торе, впервые напечатанный в Риме в конце XV века. В своем комментарии Рамбан часто отталкивается от толкования Раши, исследуя выдвинутые им проблемы и предлагая свои решения. Комментарий к Пятикнижию справедливо считается его лучшим произведением. В предисловии к своему комментарию раби Моше бен Нахман говорит, что написал его для укрепления интереса евреев к Торе с помощью серьезного анализа текста и разъяснения его скрытого смысла, который поможет открыть всю глубину мудрости Творца, «скрытую за многими печатями». В комментариях Рамбана чередуются агадические и каббалистические объяснения текста. Он подчеркивает сверхъестественный характер чудес, о которых говорит Тора, и заявляет: «Кто не верит тому, что всеми нашими делами, касающимися личности или общества, руководят чудеса, и что всего нельзя приписать природе или естественному мировому порядку, тот не должен участвовать в изучении Торы нашего учителя Моше». Рядом с верой в чудеса он ставит веру в создание мира из ничего, веру во всеведение Б-га и Б-жественное провидение. Эти тезисы он считает основой иудаизма.
Несмотря, однако, на свое глубокое уважение к каббале, Рамбан умеренно пользуется ею в своем комментарии, и в предисловии советует непосвященному читателю не предаваться размышлению над замечаниями мистического характера, встречающимися в его книге, так как «нельзя проникнуть в темы каббалы непосредственным разумом». Хотя считается, что раби Моше бен Нахману оказал большое влияние на распространение каббалы, его воздействие было больше моральным, чем философским. Он санкционировал изучение каббалы великим авторитетом своего имени, но не непосредственной деятельностью в области каббалистической мистики.
Как и комментарий Раши, толкование Рамбана приводится в изданиях «Микраот гдолот». Обращение к нему — неотъемлемый элемент изучения Торы в системе традиционного еврейского образования. Комментарии Раши кратки и понятны, тогда как объяснения Рамбана более пространны и углублены. Считается, что невозможно полностью понять смысл недельной главы Торы без комментариев Рамбана.
Годы жизни раби Моше были непростым временем для еврейства Испании. Именно в этот период расцветала инквизиция, преследующая евреев и вынуждающая их принимать христианство. В моду входили религиозные диспуты, специально организуемые между раввинами и священниками и призванные доказать «ошибочность» иудаизма. Подобные предприятия таили в себе откровенную опасность. Если раввин проигрывал (то есть «ошибочность» иудаизма была доказана), евреев заставляли принимать христианство. Если же раввин побеждал, положение вещей не изменялось: экземпляры Талмуда все равно сжигались на костре.
В 1263 году испанский король санкционировал проведение диспута между Нахманидом и Пабло Кристиани — евреем, принявшим христианство. Нахманид согласился принять участие в этом диспуте с большой неохотой и только после того, как король гарантировал ему полную свободу слова. Основной темой обсуждения на диспуте стала тема Машиаха. В течение четырех дней он дискутировал с Пабло в присутствии короля.
Нахманид выиграл этот спор. Король подарил ему 300 золотых монет. Но духовенство приписало победу себе, и Нахманид был вынужден предать полемику гласности. Из опубликованной статьи Пабло выбрал несколько цитат, заключавших, по его утверждению, клевету на христианскую веру, духовенство возбудило против Нахманида судебное преследование. Раби Моше был изгнан из Испании. Он решил перебраться в Палестину. В 1267 году, после долгого и полного опасностей путешествия Нахманид прибыл в порт Акко, а оттуда отправился в Иерусалим. Пустынность и заброшенность этого места шокировали его. Кругом были ветхие полуразрушенные здания. Евреев было так мало, что он с трудом смог собрать миньян. В письме к сыну Нахманид писал, что чем священнее место, тем в большей разрухе оно находится.
Однако Нахманид увидел луч надежды. В Торе (Левит, 26:32—33) говорится: «…опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней… и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены…» Нахманид писал, что здесь говорится о временах изгнания, когда Земля Израиля не будет принимать врагов.
Действительно, на протяжении многих веков изгнания ни один завоеватель не смог обосноваться на этой земле надолго или заставить пустыню цвести. В руинах Иерусалима Нахманид увидел выполнение обещания Б-га о том, что земля ждет возвращения евреев.
Нахманид немедленно занялся возрождением еврейской общины. Он выбрал разрушенное здание вне Старого города на горе Сион — с мраморными колоннами и прекрасной аркой — и начал строить синагогу. Сюда были доставлены свитки Торы, которые вывезли из Иерусалима в Шхем перед монгольским вторжением.
Молва о Нахманиде привлекла в Иерусалим новых жителей. Всего через три недели, как раз к Рош-а-Шана, синагога Рамбана была готова. В этот день Нахманид произнес проповедь, призывая новоприбывших остаться в Иерусалиме. Следующей задачей Рамбана было создание ешивы. В город стекались ученики, жаждущие быть рядом с великим ученым, учителем и лидером. Нахманид успешно заложил основы возрождения, и спустя год возвратился в Акко, чтобы возглавить тамошнюю общину.
В Эрец Исраэль Рамбан переписал многие места своего комментария на Пятикнижие, сказав, что восхождение в Святую Землю раскрыло перед ним скрытые дотоле моменты.
Рамбан умер в 1270 году. Точное месторасположение его могилы неизвестно.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.