Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель, раввин и глава раввинского суда Вены, автор законодательного сборника

Раби Ицхак бар Моше из Вены (Ор заруа; ок. 4960-5020 /ок. 1200-1260/ гг.) – выдающийся законоучитель, автор книги Ор заруа (Посеяный свет).

Родился в Богемии, недалеко от Праги. Учился в ешивах Вены, а затем в Регенсбурге у р. Йеуды Хасида – под его руководством изучал также сокровенные разделы Торы. После смерти р. Йеуды Хасида, последовавшей в 4977 /1217/ году, продолжил свои занятия в Париже, в ешиве р. Йеуды Сира Леона. Возвратившись в Германию, стал ближайшим учеником знаменитого законоучителя р. Элиэзера бар Йоэля (Раавья;), а затем ближайшим учеником р. Элазара из Вормса, автора книги Рокеах.

Завершив период ученичества, р. Ицхак возглавил ешиву в г. Вюрцбурге; впоследствии он был приглашен занять должность раввина и главы раввинского суда Вены – р. Ицхак возглавлял венскую общину до конца своей жизни.

В самом конце своих дней р. Ицхак завершил работу над законодательным сборником Ор заруа. Эта книга, в отличие от обычных кодексов, включает в себя не только готовые законодательные решения (псак), но и пильпуль – всесторонний и глубокий анализ каждой проблемы. По книге можно проследить, как законодательные решения по каждому частному вопросу выводится из заложенных в Талмуде принципиальных основ. Как правило, автор Ор заруа в начале приводит ход обсуждения каждого вопроса в Талмуде, затем добавляет мнения авторов Тосафот и других законоучителей Германии и Франции, и только потом, столкнув различные точки зрения, выносит окончательное решение: «А вот так представляется мне, составителю». В своих псаках автор Ор заруа чаще принимает за основу более строгую точку зрения.

В двух первых томах книги приведены законы, связанные с сельскохозяйственными работами, праздниками и семейными отношениями. В двух заключительных томах рассматриваются имущественные тяжбы, а также законы, связанные с судопроизводством и клятвопреступлениями.

Ссылки на книгу Ор заруа встречаются в Тосафот (см. Таанит 3б, Авода зара 58б).

В течение долгих веков книга Ор заруа существовала лишь в рукописных копиях (первые два тома этой книги были впервые напечатаны в Житомире в 5622 /1862/ году, а заключительные тома – в Иерусалиме в 5647 /1887/ году).

Сын автора Ор заруа р. Хаим-Элиэзер бар Ицхак написал сокращенный вариант этой книги, названный Ор заруа акацар, – в этом варианте приводятся лишь готовые алахические решения.

Ближайшим учеником автора Ор заруа был р. Меир из Ротенбурга (Маарам из Ротенбурга;), глава следующего поколения мудрецов Германии. 

Читайте обзор по теме Австрия.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.