Оглавление
Раби Ицхак Альфаси [↑]
Этот кодекс составлен на основе Вавилонского Талмуда: из всего обширного текста отобраны только те фрагменты, которые имеют отношение к принятию алахических решений.
Раби Ицхак бар Яаков Альфаси (Риф) — один из величайших еврейских законоучителей всех времен.
Годы жизни: 4773-4863 (1013-1103) гг.
Раби Ицхак Альфаси родился в Калат-Хамаде, что в Северной Африке (на территории современного Алжира). Учился в Кайруане у р. Нисима бар Яакова и р. Хананеля бар Хушиэля, руководителей кайруанской ешивы (Тунис), и впоследствии стал известным знаотоком Талмуда.
Завершив период ученичества, возглавил ешиву в марокканском городе Фесе, ставшую под его руководством значительным центром изучения Торы, — отсюда и имя Альфаси, под которым он прославился в еврейском мире: «аль Фаси» означает «из Феса». И, соответственно, Риф — это аббревиатура слов «Рав Ицхак аль Фаси».
Риф в Испании [↑]
В 4848 /1088/ году семидесятипятилетнего мудреца оклеветали перед султаном, и ему пришлось бежать из Марокко.
Раби Ицхак Альфаси обосновался в Испании, первое время — в Кордове, затем — в Жироне, а затем — после смерти рава Ицхака ибн Гиата — Риф поселился в городе Лусена, расположенном южнее Кордовы, где занял его место. Там рав Альфаси основал ешиву, которая стала новым центром изучения Торы.
Рав Альфаси стал общепризнанным главой поколения — со всех концов диаспоры к нему направляли алахические вопросы — его респонсы впоследствии были собраны в книге Тшувот а-Риф.
Из его ешивы вышло много талантливых учеников. Ближайшим учеником Рифа был р. Йосеф Ибн Мигаш, сменивший его во главе ешивы в Лусене. Среди учеников Рифа были также выдающиеся мудрецы и поэты следующего поколения р. Моше Ибн Эзра и р. Йеуда Алеви.
Знаменитый кодекс Рифа [↑]
Основным трудом Рифа является свод законов, известный под названием Сефер аАлахот а-Риф (или просто аАлахот а-Риф). Этот кодекс составлен на основе Вавилонского Талмуда: из всего обширного текста отобраны только те фрагменты, которые имеют отношение к принятию алахических решений. То есть, Риф фактически следует за текстом Талмуда, но приводит лишь те мнения мудрецов, на основании которых определяется алаха. И в тех местах, где Талмуд приводит лишь полемику мудрецов, но не выносит окончательного решения по обсуждаемому вопросу, Риф сам устанавливает закон на основе мнения одной из сторон. Кроме того, Риф включил в свой свод только те законы, которые актуальны и выполняются в период изгнания, после разрушения Иерусалимского Храма.
Кодекс Рифа называют также Талмуд Катан(Малый Талмуд). Эту книгу комментировали многие величайшие мудрецы: Рамбан, рабейну Йона, р. Нисим Геронди (Ран), р. Йосеф Хавива, автор книги Нимукей Йосеф, и др.
На книгу Рифа было написано немало комментариев, а в эпоху гонений на Талмуд во многих городах Западной Европы кодекс Рифа сделался основой учения и принятия алахических решений.
Практически все законоучителя последующих поколений исходили из решений, вынесенных Рифом. Рав Йосеф Каро, составитель Шульхан Аруха, писал, что в своей работе «опирался на три столпа закона, на которых держится все здание народа Израиля: на кодексы Рифа, Рамбама и Роша».
Риф скончался в Лусене 11 Ияра 4863 /1103/ года в возрасте девяноста лет.